(Не)смешно: как юмор может помочь и навредить вашей карьере | Большие Идеи

・ Корпоративный опыт
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

(Не)смешно: как юмор может помочь и навредить
вашей карьере

Путеводитель по юмору на работе

Авторы: Брэд Биттерли , Элисон Вуд Брукс

(Не)смешно: как юмор может помочь и навредить вашей карьере
GettyImages/MAIKA 777

читайте также

«Сотрудники обращаются, чтобы поговорить о наболевшем»

Николай Панкратьев

Мужской клуб на службе у женщин

Лэнг Айлин

Чья возьмет, или Гендерная конкуренция в бизнесе: Россия — Запад

Галина Мирошниченко

Хватит беспокоиться о том, как принять правильное решение

Эд Батиста

Несколько лет назад мы провели исследование, в рамках которого попросили людей помочь нам разработать рекламную кампанию для турфирмы VisitSwitzerland.ch (этой фирмы не существует, мы ее придумали). Мы разделили участников на небольшие группы и показали им фото — альпийский пейзаж с озером и горами, а также знаменитый флаг Швейцарии (белый крест на красном фоне). Затем всем был задан один вопрос: «За что вы любите Швейцарию?» Участники должны были за три минуты придумать запоминающийся ответ, а затем озвучить его перед другими группами.

Каждый раз выступление начинали двое подсадных участников — мы сами заранее написали для них ответы. Первый просто восхвалял Швейцарию: «Это красивейшая страна. От ее живописных ландшафтов захватывает дух!» Второй же попеременно озвучивал два разных текста. В половине случаев он говорил: «Альпы — идеальное место для катания на лыжах и пеших прогулок! Это потрясающе!» В остальных случаях еще и обыгрывал узнаваемый образ: «Альпы — идеальное место для катания на лыжах и пеших прогулок, а швейцарский флаг — это вообще один огромный плюс! Серьезно, это потрясающе!»

Признаем: это не самая смешная шутка в мире. Но нам она понадобилась, чтобы выяснить, может ли одна острота заметно изменить впечатление о человеке. Наше исследование дало однозначный ответ: да. Люди, слышавшие вариант с шуткой, сочли нашего подсадного участника более уверенным в себе и компетентным, чем те, перед кем он не шутил. Шутника также чаще выбирали лидером группы в ходе выполнения дополнительных заданий. Неплохая отдача от всего одной — и далеко не самой удачной — попытки продемонстрировать остроумие.

ИДЕЯ КОРОТКО

Проблема
Юмор считается важнейшим элементом общения, но для лидера чувство юмора кажется необязательным качеством. Некоторые лидеры прибегают к нему интуитивно — однако его стоит использовать намного шире и осмысленнее.
Преимущества
Юмор помогает завоевывать доверие людей, укреплять рабочие отношения и влиять на показатели эффективности лидера, такие как результативность подчиненных, их удовлетворенность работой, лояльность и креативность.
Баланс
Помимо преимуществ, юмор несет с собой и некоторые риски. В статье даются советы о том, как шутить уместно и избежать неудач.

Этот итог можно счесть предсказуемым: многие интуитивно понимают, насколько важную роль юмор играет в нашей жизни. Спросите коллег, какие качества они ценят в друге или романтическом партнере, — и вам наверняка расскажут о чувстве юмора, умении рассмешить или оценить шутку. Но если спросить у тех же людей, какие черты они ценят в лидере, чувство юмора вряд ли будет названо в числе самых важных. По общему представлению, для руководителей это необязательное качество.

В действительности же юмор — мощный инструмент, который некоторые из нас используют интуитивно, но многие могли бы применять осознанно. Всего один взрыв смеха — или, что еще лучше, корпоративная культура, в которой поощряется остроумие, — помогает упростить общение и сплотить коллектив. Анализ больших массивов рабочих коммуникаций показал: юмор содержится не менее чем в 10% электронных писем, а в личных разговорах лидеров шутки звучат еще чаще. Но эти цифры могут (и должны) быть больше. Исследования, проведенные нами и другими учеными, говорят о том, что юмор — важный фактор формирования и укрепления групповой иерархии, выстраивания прочных и доверительных рабочих отношений. Чувство юмора человека во многом определяет то, как мы оцениваем его уверенность в себе, компетентность, дружелюбие и открытость. Оно же влияет на важнейшие показатели эффективности лидера: результативность подчиненных, их удовлетворенность работой, лояльность, ответственность, креативность, а также психологическую безопасность в коллективе и ­желание сотрудничать в будущем.

Однако плоские, оскорбительные или неуместные шутки зачастую вредят профессиональной репутации человека, указывая на его невысокий интеллект и некомпетентность. Такой «юмор» понижает статус сотрудника, а иногда даже стоит ему работы.

В этой статье мы дадим рекомендации, как с помощью разных типов юмора стать более эффективным лидером — и не служить отрицательным примером, о котором еще долго будут рассказывать на корпоративных тренингах.

ЧУВСТВО ЮМОРА ВЛИЯЕТ НА ВАШ СТАТУС

Юмор и остроумие сложным образом связаны со статусом и властью. Те, кто в совершенстве владеет этими инструментами, быстрее поднимаются по карьерной лестнице в своем подразделении или организации. Как показал эксперимент с рекламными текстами о Швейцарии (проведенный совместно с нашим коллегой Морисом Швейцером из Уортонской школы бизнеса), остроумных людей, умеющих шутить изящно и уместно, коллеги чаще выбирают лидерами. В рамках того же проекта мы попросили людей вспомнить моменты, когда коллеге удавалось их рассмешить. Оказалось, что связь между чувством юмора и статусом столь велика, что даже сама просьба вспомнить веселый разговор с коллегой меняла восприятие его статуса респондентом.

Остроумие помогает людям не только подниматься на руководящие посты, но и более эффективно руководить. Профессора Сесили Купер (Университет Майами), Тони Конг (Университет Южной Флориды) и Крейг Кроссли (Университет Центральной Флориды) выяснили, что когда руководство использует в общении с сотрудниками юмор, настроение коллектива улучшается, коммуникация упрощается, а люди становятся более ответственными: они по собственной инициативе стараются сделать рабочие процессы эффективнее. Иными словами, слыша от босса хорошие шутки, подчиненные начинают делать больше, чем предусматривают их должностные инструкции.

Почему же юмор обладает такой силой? Попытавшись разобраться, что именно заставляет нас смеяться, Калеб Уоррен (Аризонский университет) и Питер Макгроу (Университет Колорадо в Боулдере) выяснили: чаще всего комический эффект возникает, когда происходит безобидное нарушение нормы. Они провели исследование, в рамках которого участникам показывали три сценария: обычный (прыгун с шестом успешно выполнил прыжок), с сильным отклонением от нормы (прыгун ошибся и получил серьезную травму) и нечто среднее (прыгун допустил ошибку, но не был травмирован). Над третьим сценарием участники смеялись чаще, чем над первыми двумя. Исследователи сделали вывод: смешным нам кажется то, что вызывает дискомфорт, но при этом выглядит допустимым и не слишком нас пугает.

Шутки, нарушающие нашу психологическую безопасность, кажутся нам рискованными — и именно поэтому шутники представляются более уверенными в себе и авторитетными. В ходе одного исследования мы обнаружили, что даже когда шутка кажется людям неудачной, ее автора воспринимают как более уверенного в себе: ведь у него хватило смелости попытаться пошутить. А уверенному в себе человеку мы склонны приписывать высокий статус — если, конечно, у нас нет данных о его непрофессионализме. Мы также выяснили, что люди, нарушающие ожидания и нормы социально приемлемыми способами, тоже выглядят более авторитетными и даже более умными. Этот вывод соответствует общему отношению к остроумным собеседникам: мы восхищаемся их чувством юмора, которое повышает их статус в наших глазах.

Но разрушительная природа юмора делает его рискованным. Остроты, выходящие слишком далеко за рамки дозволенного, дают противоположный желаемому эффект: они вызывают недоумение. Аудитория не считает такого шутника умным и компетентным; люди думают: «Что за идиот» или «Не могу поверить, что он это сморозил». Хотя автор неприемлемой шутки все равно выглядит уверенным в себе, его безуспешные потуги вызвать смех заставляют окружающих сомневаться в его профессионализме и статусе. По сути, наши исследования указывают на то, что плохое чувство юмора обходится лидерам довольно дорого: люди начинают думать о них даже хуже, чем о тех, кто вообще никогда не шутит. Найти золотую середину нелегко, и даже профессиональных комиков нередко упрекают в том, что они перегибают палку. Здесь нужен особый навык.

КОНТЕКСТ ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЕ

Общаясь с людьми, мы часто преследуем сразу несколько целей: например, четко и ясно донести информацию, произвести хорошее впечатление, урегулировать конфликт, весело провести время и т. д. Уместность и социальная приемлемость каждой из этих целей зависят от обстоятельств. Вот почему для юмора очень важен контекст. Скажем, забавную историю об ужасном сервисе в заграничном отеле можно поведать друзьям за ужином (куда вы пришли повеселиться), но вряд ли стоит рассказывать пограничнику (который ждет от вас вполне конкретной информации). Одна и та же шутка одним людям может показаться уморительно смешной, а другим — плоской (причем это могут быть и те же люди, но в другой ситуации). И хотя в целом шутки способствуют объединению людей, порой они дают обратный эффект, если аудитория видит в остротах завуалированное хвастовство или оскорбление.

Вот несколько советов, как с толком использовать юмор и не попасть впросак.

Шутки «для своих». Для понимания таких шуток нужно обладать определенной информацией, и человек со стороны, незнакомый с контекстом, не сможет их оценить. Шутки «для внутреннего употребления» чрезвычайно распространены: по нашим данным, почти каждый слышал их или рассказывал сам. Но как именно внутренние разговоры — и в частности, юмор — влияют на взаимодействие в коллективе?

Чтобы выяснить это, мы с Овулом Сезером (Уни­верситет Северной Каролины), Майклом Нортоном (Гарвардская школа бизнеса) и Морисом Швейцером провели исследование, в рамках которого просили людей поучаствовать в мозговом штурме в чате мессенджера. Каждый участник общался в чате с двумя людьми, которые на самом деле были нашими помощниками. В одном эксперименте кто-то из помощников отправлял в чат бессвязное сообщение, непонятное участнику, а другой помощник отвечал: «Согласен!» У участника складывалось впечатление, что те двое предварительно обменялись какой-то недоступной ему информацией. В другом эксперименте наш второй помощник отвечал на странное сообщение словами «Ха-ха, очень смешно, согласен!» На первый взгляд, разница невелика: в обоих случаях непосвященный собеседник ощущал себя изгоем. Имел ли какое-то значение тот факт, что во втором случае участник понимал, что от него ускользнула именно шутка? Безусловно. Когда обмен сообщениями предполагал скрытую шутку, участники чаще жаловались, что их собеседники самоутверждаются за их счет, и чаще чувствовали себя оторванными от группы.

Нам всем доводилось переживать нечто подобное. Как правило, юмор и веселье объединяют людей, однако из-за некоторых шуток в коллективе может возникнуть стена, и тогда отдельные сотрудники будут чувствовать себя людьми второго сорта. Конечно, это не значит, что такие шутки недопустимы. Они свидетельствуют о крепких товарищеских отношениях, вызывая у людей приятное чувство сопричастности. Такой юмор полезен в ситуациях непринужденного общения, когда не так уж важно, все ли поняли шутку. Однако ученые однозначно рекомендуют: если вам важна сплоченность коллектива, шутите так, чтобы вас поняли все.

Сарказм. Хотя вы, безусловно, очень хорошо разбираетесь в сарказме, пара советов вам не повредит. Исследования Ли Хуан (INSEAD), Франчески Джино (Гарвард) и Адама Галински (Колумбийский университет) показывают, что сарказм любят не только подростки, желающие досадить родителям; он бывает весьма полезен в работе менеджеров и целых коллективов. В их экспериментах участники отпускали саркастические или искренние комментарии, а также получали их сами. В саркастической атмосфере люди значительно лучше справлялись с предложенным им творческим заданием. Участников дополнительного исследования просили просто вспомнить ситуацию, когда им приходилось говорить или слышать нечто саркастичное — или же нечто искреннее. И вновь к выполнению дальнейших заданий более творчески подходили те, кого просили припомнить сарказм.

Почему же так происходит? Прибегая к сарказму, мы утверждаем одно, а подразумеваем при этом нечто противоположное. Стало быть, при использовании и распознавании сарказма мы активнее, чем при нейтральном общении, задействуем абстрактное мышление, связанное с креативностью. Недостаток этого приема состоит в том, что сарказм создает в нашем восприятии ситуацию конфликта, особенно если уровень доверия между собеседниками недостаточно высок. А поскольку саркастичное высказывание противоположно по смыслу тому, что подразумевает говорящий, всегда есть риск недопонимания или недоразумений, если слушатель не уловит юмора и воспримет сказанное буквально. Мораль такова: дайте волю сарказму, если вам нужны нестандартные идеи, но старайтесь умерить его при новых коллегах, в непривычных обстоятельствах или если в коллективе еще не сложились тесные отношения. Пока вы не заручитесь общим доверием, лучше общаться друг с другом максимально корректно.

Самоирония. Во время предвыборной кампании Джона Кеннеди обвиняли в том, что его богатый отец якобы пытался подкупить избирателей. В 1958 году на традиционном ужине в клубе «Гридайрон» Кеннеди ответил на эти обвинения, заявив: «Только что получил от моего щедрого отца телеграмму: “Джек, не покупай ни единого голоса сверх необходимого! Будь я проклят, если мне придется платить за победу с подавляющим перевесом!”»

Самоирония помогает эффективно нейтрализовать негативную информацию о человеке. Исследования, проведенные одним из нас (Брэдом) вместе с Морисом Швейцером, показали: люди, сообщающие о своих недостатках с юмором, кажутся окружающим более открытыми и компетентными, чем те, кто говорит о том же самом в серьезном тоне. Если говорящий использует шутливую форму, слушатели думают, что негативная информация не так уж и важна — или даже не вполне правдива. Согласно одному исследованию, кандидаты, сообщающие о своих слабых познаниях в математике с иронией («Складывать и вычитать я еще могу, но Пифагоровы штаны мне великоваты»), кажутся собеседникам более сведущими в этой науке, чем те, кто говорит серьезно («Складывать и вычитать я могу, но в геометрии не силен»).

Впрочем, и к самоиронии нужно прибегать с осторожностью. Она может произвести обратный эффект, если своими словами вы заставите аудиторию усомниться в ваших личных качествах или навыках, необходимых в вашей профессии. Например, ученый-статистик вполне может иронично пожаловаться на трудности с орфографией — но не на слабое владение статистическими методами. Так что, когда речь заходит о ключевых компетенциях, лучше обратиться к иным формам юмора (за исключением тех случаев, когда самоирония — единственная альтернатива серьезному признанию собственных недостатков). Кроме того, лучше избегать юмора, комментируя собственные неудачи в ситуациях, когда веселье неуместно (например, если вы даете показания в суде), или в серьезных обстоятельствах, когда шутки будут расценены как признак дурного вкуса. Например, на традиционном ужине Ассоциации корреспондентов Белого дома в 2004 году президент Джордж Буш — младший показал кадры, на которых он осматривает Овальный кабинет, и озвучил их так: «Это оружие массового уничтожения должно быть где-то здесь. Нет, тут его нет… Может, сюда закатилось?» Тема была слишком серьезной, чтобы над ней шутить, и поведение Буша вызвало шквал критики.

Юмор как способ уйти от сложных вопросов. Во время вторых дебатов, проходивших в рамках предвыборной кампании 1984 года в США, действующего президента Рональда Рейгана спросили, не помешает ли ему возраст выполнять свои обязанности в случае избрания на второй срок. В свои 73 года Рейган уже был самым пожилым президентом в истории США, к тому же на первых дебатах он выглядел уставшим. Однако президент не растерялся и ответил: «В рамках своей кампании я не стану заострять внимание на проблеме возраста. Я не собираюсь спекулировать в политических целях на юности и неопытности моего оппонента». Все присутствующие, включая его 56-летнего соперника Уолтера Мондейла, покатились со смеху. Позднее Мондейл признавался, что в тот самый момент понял: выборы проиграны.

Мало кто любит неудобные вопросы вроде того, что был задан Рейгану. Исследования показывают, что люди реагируют на них по разному: молчат, открыто лгут, изворачиваются (говорят правдивые вещи, но при этом намеренно вводят аудиторию в заблуждение) или отвечают вопросом на вопрос. В некоторых ситуациях уклониться от ответа помогает юмор. Согласно исследованию Маделейн Стрик (Утрехтский университет) и ее коллег, все дело в том, что шутка отвлекает внимание аудитории от скользкой информации — подобно тому, как искусный фокусник отвлекает публику от ловких движений своих рук. Кроме того, качественный юмор улучшает настроение — а в хорошем расположении духа мы склонны доверять людям. Вдобавок, как мы уже отмечали, весельчаки кажутся более умными и компетентными. Ответ Рейгана произвел столь сильное впечатление не в последнюю очередь потому, что вопрос касался его умственных способностей. Отразив нападки с юмором (пусть даже этот экспромт был заранее заготовлен), президент доказал слушателям, что по-прежнему находится в ясном уме.

Юмор, смягчающий негативный фидбэк. Во время Гражданской войны в США Авраам Линкольн пришел в ярость, узнав, что генерал Джордж Макклеллан не начал атаку на войска генерала Роберта Ли в Ричмонде. Линкольн написал Макклеллану письмо: «Если вам сейчас не нужна Ваша армия, я хотел бы ее одолжить на некоторое время. С уважением, А. Линкольн». Когда негативный отзыв подается с юмором, он запоминается надолго.

Давать негативную обратную связь бывает непросто — поэтому нередко возникает желание свести все к шутке, чтобы избежать конфликта. Однако критика, поданная в юмористической форме, обладает меньшим эффектом. Питер Макгроу и его коллеги провели эксперименты, участникам которых предлагалось рассмотреть жалобы, сформулированные в серьезной или шутливой манере. Хотя вторые воспринимались лучше, они также казались менее серьезными и не требующими срочного принятия мер для решения проблемы.

Смягчая критику, юмор в то же время отвлекает внимание от сути и мешает уловить главное, особенно когда проблема неочевидна. Если начальник шутит по поводу плохих показателей подчиненного, тот может решить, что на самом деле работает хорошо — а если и допускает ошибки, то они не критичны. Ведь если бы все было плохо, разве босс стал бы шутить по этому поводу?

Юмор как способ справиться со стрессом. Помните день после президентских выборов 2016 года? Он был весьма счастливым для сторонников Дональда Трампа и горьким для тех, кто поддерживал Хиллари Клинтон. Мы воспользовались случаем и попытались выяснить, как юмор помогает людям справиться с негативными эмоциями. Одна из нас (Элисон) и несколько ее коллег попросили людей, голосовавших за Клинтон, написать что-­нибудь забавное или серьезное по поводу победы Трампа. Те, кто попытался отнестись к ситуации с юмором, почувствовали себя лучше — и этот эффект сохранялся даже спустя несколько месяцев, когда исследователи опросили их повторно.

Юмор может стать чрезвычайно мощным орудием борьбы со стрессом даже в самых сложных обстоятельствах. Консультант по лидерству Линда Хенман выяснила, что американские военные, попавшие в плен во Вьетнаме, часто прибегали к шуткам, чтобы не пасть духом в тяжелых условиях. Маделейн Стрик и ее коллеги провели эксперименты, в которых участникам показывали фотографии неприятных сцен (например, физического насилия или автокатастроф), а затем нечто смешное или просто позитивное. Те, кому показывали что-то смешное, сообщали о меньших негативных эмоциях, чем те, кто видел позитивный контент, не содержащий юмора. Почему? И вновь все дело в том, что юмор отвлекает на себя умственные усилия и мешает концентрироваться на негативной информации.

Впрочем, другие ученые отмечают, что значение имеет то, какой тип юмора вы используете. Исследование Андреа Самсон (Фрибурский университет) и Джеймса Гросса (Стэнфорд) показало, что позитивный и добрый юмор в ответ на дурные вести улучшает состояние человека, а негативный, черный или циничный — ухудшает. Кроме того, важно соблюдать осторожность, чтобы не оскорбить шутками тех, для кого воспоминания о событии еще слишком свежи и болезненны.

В целом же юмор весьма полезен: он помогает людям справиться со стрессом не только во время неприятных событий и сразу после них, но и в долгосрочной перспективе. В других исследованиях Самсон, Гросса, Аланы Гласско (Twitter) и Ино Ли (Uplight) участникам предлагалось придумать забавные ответы на негативные стимулы (например, увидев на фото человека со швами на лице, сказать: «Теперь у него есть отличный костюм зомби на Хэллоуин!»). Даже неделю спустя, увидев те же изображения, люди реагировали на них более позитивно. Так что, когда вы в следующий раз получите плохие новости на работе (о падении продаж или неудачном запуске новинки), найдите способ посмеяться над ними, пусть даже не вслух («Что ж, зато не надо беспокоиться о пополнении складских запасов» или «Я так много ем из-за стресса — жаль, что рост живота не считается карьерным»). Комик Стивен Кольбер однажды сказал: «Нельзя одновременно смеяться над чем-то и бояться этого. Если вы смеетесь, я не верю, что вам страшно».

КОГДА ЮМОР ПОМОГАЕТ И КОГДА НЕТ

В каких ситуациях уместны шутки? Четких и надежных правил на этот счет не существует, но есть несколько общих советов по успешному использованию юмора на работе.
• Используйте шутки «для своих», если нет риска, что кто-то не поймет их и почувствует себя изгоем.
• Избегайте шуток «для своих», когда пытаетесь сплотить разномастный коллектив.
• Используйте сарказм, если хотите побудить к творчеству людей, которых вы хорошо знаете и которым доверяете.
• Избегайте сарказма, когда пытаетесь выстроить отношения и не желаете спровоцировать конфликт.
• Используйте самоиронию, когда шутите над второстепенными качествами и навыками или хотите признаться в собственной слабости, а единственная альтернатива — заявить об этом серьезно.
• Избегайте самоиронии, если речь идет о важных для вашей должности навыках или если вы не уверены, что окружающие доверяют вашему опыту.
• Используйте юмор для ухода от неудобных вопросов, если вы уверены, что аудитория сочтет ответ забавным и только если у вас готов и серьезный ответ.
• Старайтесь не использовать юмор для ухода от неудобных вопросов, если вы плохо чувствуете аудиторию и не уверены, что шутка будет понята.
• Подавайте критику с юмором, чтобы критикуемый лучше ее запомнил.
• Не подавайте критику с юмором, если есть риск, что критикуемый недооценит ее серьезность и важность.
• Используйте юмор для борьбы со стрессом, если вы с коллегами переживаете трудный период.
• Не используйте юмор для борьбы со стрессом, если воспоминания о ситуации для кого-то слишком болезненны и ваши шутки могут прозвучать цинично.
• Проявляйте чувство юмора при каждом удобном случае, учитывая ваши отношения с аудиторией и специфику ситуации.

КОМИКОМ БЫТЬ НЕОБЯЗАТЕЛЬНО

Не нужно быть Филом Микельсоном, чтобы сыграть в гольф на встрече коллег, — и точно так же не надо быть Эми Шумер, Эли Вонг или Джоном Малейни, чтобы успешно шутить в офисе. Скажем больше: пытаться копировать в деловой среде стиль и шутки популярных комиков зачастую небезопасно, ведь они порой намеренно выходят за рамки дозволенного. Успех шутки во многом зависит от того, кто, где, когда и в чей адрес шутит; так что будьте осторожны, рассказывая на работе услышанный где-то анекдот. И помните: ваши коллеги вовсе не ждут от вас блестящего остроумия и язвительности, как у профессиональных комиков, и тем более не ждут заранее отрепетированных шуток.

Рассматривая юмор как инструмент управления, помните, что вызывать у людей смех можно по-разному. Например, остроумные собеседники отличаются от искусных рассказчиков, любителей шутить во время устных выступлений и тех, кто умеет писать смешные письма. Каждый из этих типов юмора рассчитан на разное время реакции, темп подачи и восприятие аудиторией. Если вы стесняетесь шутить в большой компании или во время выступления, ограничьтесь шутками в личных беседах. Если же общение с глазу на глаз настраивает вас на серьезный лад, попробуйте проявить чувство юмора при написании писем. Возможностей разбавить профессиональную жизнь юмором предостаточно.

Юмор на рабочем месте — довольно деликатная тема, и ее изучение, по сути, только начинается. Мы и другие ученые собираем данные о том, как люди используют чувство юмора, и о том, когда шутки работают, а когда нет. Но любые советы по применению этого инструмента должны содержать оговорку: всегда важен контекст. Стиль общения во многом зависит от культуры, коллектива и индивидуальных особенностей людей. Учитывать сразу все эти факторы непросто, и не всегда можно точно понять, удалась ли шутка. Многие люди из вежливости смеются даже над плоскими или пошловатыми шутками — так что доверять реакции аудитории можно не всегда.

Если вы сомневаетесь, что ваши шутки будут уместны на работе, или волнуетесь и боитесь даже пытаться шутить, это нормально. Не все должны быть остроумными весельчаками, и не все шутки бывают удачными (провалы случаются и у профессиональных комиков). Но есть и другой способ сделать рабочую атмосферу более легкой: поощрять чужое остроумие. Живо откликайтесь на улыбки и смех, смейтесь над абсурдными реалиями жизни, радуйтесь шуткам. Жизнь без юмора не просто скучна — она делает людей менее продуктивными и креативными. Тех, кто взглянет на юмор не как на второстепенный элемент общения в организации, а как на путь к статусу и успеху, ждет множество приятных открытий.

Об авторах

Брэд Биттерли (Brad Bitterly) — научный сотрудник и постдокторант Школы бизнеса имени Стивена Росса Мичиганского университета.

Элисон Вуд Брукс (Alison Wood Brooks) — адъюнкт-профессор бизнес-администрирования Гарвардской школы бизнеса.