Пять правил, которые помогут сделать интересное видео для сотрудников и о сотрудниках | Большие Идеи

・ Корпоративный опыт

Пять правил, которые помогут сделать интересное видео для сотрудников и
о сотрудниках

Как снимать обучающие видео для корпоративных целей

Авторы: Андрей Скворцов , Наталья Журавлева

Пять правил, которые помогут сделать интересное видео для сотрудников и о сотрудниках
Фото: Keagan Henman/Unsplash

читайте также

Шесть принципов стратегической гибкости

Амит Джоши,  Майкл Уэйд,  Элизабет Терачино

«Одно из самых опасных явлений в компании — зоны безразличия»

Юлия Маринина

Выгорание команды: убрать культ напряжения

Леонид Кроль

Чему я научился, внедряя инновации в The New York Times

Джон Герачи

От редакции. Мы завершаем серию публикаций о правилах создания обучающих видео для корпоративных целей, написанную создателями образовательного видеосериала для HR-специалистов — «HR4HR».

Предыдущие части:

  1. Какой длины должно быть обучающее видео;

  2. Как определить свою аудиторию;

  3. Как рассказывать истории;

  4. Что важно знать об аргументации;

  5. Как выступать перед камерой и быть собой.

В последней статье нашего цикла мы решили собрать важные правила, которые не удалось рассмотреть ранее. В основном они касаются съемок — причем не технической их стороны, а, скорее, психологической.

Правило 1. Берегите время спикера

Процесс съемок следует построить и оптимизировать так, чтобы максимально сэкономить время спикера. Тому есть две причины: во-первых, спикер, как правило, человек занятой, во-вторых, особенно если он не достаточно опытный, сил у него хватит на час, от силы на полтора — потом и голова соображает хуже, и дикция портится, и настроение не то.

Поэтому все, что можно, следует подготовить заранее. Режиссер и оператор нашей съемочной группы приезжают на место съемок на день раньше, определяют точку, необходимый свет, расстановку камер и приборов. Чтобы все обсудить, успеть поссориться и прийти к решению, которое устраивало бы всех, требуется около двух часов. Места для установки приборов отмечают на полу кусочками изоленты. В день съемок не менее часа уходит на то, чтобы установить все оборудование: камеры, свет. За время самоизоляции у авторов появился большой опыт записи видео своих детей для онлайн-утренников — так вот, даже простейшая подготовка площадки (отодвинуть диван от стены, поставить две настольные лампы, чтобы хорошо осветить лицо) занимает минут двадцать.

Когда приходит спикер, все должно быть готово. Немного времени нужно на то, чтобы повесить микрофон (кстати, в условиях пандемии пригодится микрофон-удочка, который позволит не подходить к говорящему ближе, чем на три метра), легкий грим (можно попросить спикера загримироваться самостоятельно, это не так уж сложно) и точную настройку света. Теперь можно приступать к съемке.

Правило 2. Не отвлекайтесь во время съемок

Станиславский назвал процесс подготовки к выходу на сцену «волевым актом» — это осознанная самонастройка на то, что во время спектакля в жизни актера нет ничего важнее роли. Спикер и вся команда также должны настроиться на то, что в этот час-полтора у них не будет более важного дела, чем съемка. Понятно, что у всех много других забот, но от того, насколько хорошо выступающий сможет сконцентрироваться, зависит качество видео — а оно (только вдумаетесь!) будет представлять спикера как эксперта долгие годы. Так что помните: телефон — в сторону, прерываться и отвлекаться нельзя.

Исследование Глории Марк из Калифорнийского университета показывает: если человек серьезно отвлечется от дела (например, около минуты будет говорить по телефону на рабочую тему), ему может потребоваться до 25 минут, чтобы восстановить внимание. О важности концентрации на одной задаче писали также Питер Друкер (см. «Эффективный руководитель»), и Стивен Кови (см.«Семь навыков высокоэффективных людей»).

Чтобы работать с максимальной отдачей, человек должен хорошо выспаться перед съемкой. Есть исследования, показывающие, что невыспавшийся спикер может звучать, как пьяный. Согласитесь: едва ли это предел ваших мечтаний.

Правило 3. Оградите себя от неожиданностей

На площадке не должно случиться ничего, что может помешать съемке или остановить ее. Нет ничего более раздражающего во время съемочного процесса, чем внезапно севшая батарейка радиомикрофона или закончившаяся карта памяти (в прошлом известная как видеокассета). Батарейки перед каждой съемкой ставятся новые, а карты памяти — удвоенного объема (если предполагается съемка на полчаса, карта должна быть на час). Конечно, от неожиданностей никто не застрахован (однажды у нас во время съемок началась учебная эвакуация здания), но все, что можно, надо предусмотреть.

Правило 4. Не перебивайте спикера

Главное правило: никто, кроме самого важного человека на площадке, не имеет права прерывать съемочный процесс. Кто этот человек? В нашем случае это был консультант по содержанию: он работал со спикерами над материалом, выполнял функции «активного слушателя» и завоевывал их доверие. Только он решает, когда прерваться. Даже если в микрофоне села батарейка (грубейшее нарушение подготовки!), звукооператор не может крикнуть: «Стооооп! Не работает звук!. Он должен подойти к консультанту и тихо сказать, что звук не идет. И тот уже выберет удобный момент, чтобы тактично и вежливо попросить спикера сделать паузу.

У нас во время съемок был случай, когда на заднем плане проехала тележка с бутилированной водой и все слышали шум ее колес. Звукооператор не стал кричать: «Брак по звуку!» — он тихо сказал об этом консультанту, и тот решил, что небольшой шум не фоне не стоит того, чтобы терять яркий и эмоциональный момент речи спикера.

Атмосфера взаимного уважения на площадке очень важна: она способствует тому, чтобы настрой и концентрация говорящего на материале оставались максимальными. Консультант по содержанию может перебить и остановить спикера, но обязательно вежливо, объясняя причины и стараясь не разрушить атмосферу. Если спикер сформулировал мысль недостаточно точно, можно попросить его сформулировать ее лучше или короче.

В то же время дублями, то есть повторами, не стоит злоупотреблять. С одной стороны, может показаться, что они полезны, особенно в начале: спикер разогревается, успокаивается и начинает говорить живо примерно через 5—7 минут после старта съемок. Однако, если он слишком зажат, можно попросить его рассказать какую-нибудь историю, например о первом рабочем дне в этой организации, — это «разомнет» его способность включать киноленту видения (подробнее см. здесь), настроит на рабочий лад и даст возможность освоиться. Разогревающая история не войдет в итоговый материал, но съемку все равно нужно вести. С другой стороны, дубли — одно из самых изнурительных упражнений для спикера. Мы, как вы помните, работаем без суфлера, нам важнее концентрация на словах, искренняя интонация — а ее трудно повторить. Опыт показывает, что повторять историю можно только один раз, и то второй вариант крайне редко оказывается лучше первого. Просить повторить что-то в третий и четвертый раз зачастую не имеет смысла: это лишь утомит спикера.

Правило 5. Не работайте без режиссера

Не пытайтесь снять роликбез специалиста, отвечающего за картинку. Выбор локации и фона (должен ли он быть насыщенным, какие детали попадут в кадр и т. д.), построение кадра, съемка перебивок (деталей интерьера) для монтажных склеек и видео для «визитки» спикера — эти и многие другие задачи, обсуждение которых осталось за рамками наших статей, должен брать на себя профессионал, то есть режиссер. В нашем случае он был еще и автором графики и всех «гэгов», о которых мы говорили в одной из предыдущих частей.

Итак, наш цикл статей завершен. Мы намеренно не коснулись технической стороны съемок: выбора техники, света, технологии монтажа и графики, музыкального и звукового оформлению. Все это, безусловно, важно, и влияет на конечный результат. Но наш основной принцип — «главное — это содержание», и его мы постарались раскрыть наиболее полно. Благодарим за внимание и надеемся, вы сможете применить полученные знания с пользой для себя и вашей организации.

Об авторах

Андрей Скворцов — директор коммуникационной компании «Меркатор», преподаватель ораторского мастерства, телеведущий.

Наталья Журавлева — кандидат психологических наук, начальник управления развития и карьеры ПАО Сбербанк.