Рейтинги ESG: как это работает | Большие Идеи

・ Корпоративный опыт
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Рейтинги ESG: как
это работает

Как рейтинговые фирмы распространяют информацию об устойчивом развитии

Автор: Саймон Макмаон

Рейтинги ESG: как это работает
Marlies Plank

читайте также

Оседлать вирусный маркетинг

Тейксейра Талес

Как подстроить бренд под местные условия

Кип Найт

Высокие прибыли программы рекомендаций

Бюльте ден Ван Кристофер,  Скиера Бернд,  Шмидт Филипп

Как вписать менеджера в контекст

В 2008 году, когда я начал работать в Sustainalytics после окончания магистратуры по финансам и устойчивому развитию, оценка ESG-деятельности компаний была очень редким занятием. У нас работало всего 20 сотрудников и был один офис в Торонто, где мы составляли отчеты о 300 компаниях — в основном канадских фирмах, представленных на Фондовой бирже Торонто. Сейчас у нас 650 сотрудников, живущих в Северной Америке, Европе, Азии и Австралии. Они проводят исследования в сфере ESG, составляют рейтинги и анализируют данные о тысячах компаний. И мы такие не одни: несколько крупных рейтинговых фирм и десятки мелких распространяют информацию об устойчивом развитии.

Кое-что изменилось даже больше, чем размер нашей команды и объем исследований, которые мы проводим: то, как используются рейтинги, подобные нашим. Мы заметили, что наши рейтинги стали гораздо чаще использоваться в процессе инвестирования. Еще десять лет назад такая информация интересовала лишь ­малую долю инвесторов. Сегодня почти все крупные инвестфонды в той или иной степени пользуются исследованиями в области ESG. Так происходит потому, что все шире признается ценность такой информации и ее влияние на окупаемость инвестиций. Это влияние наблюдается не каждый раз, но свидетельств уже достаточно, чтобы инвесторы видели разницу. Более того, ESG-факторы влияют на финансовые результаты не только напрямую, но и опосредованно, через репутацию компании: и инвесторы, и бизнес-лидеры хорошо осознают потенциальные издержки от пренебрежения ESG-рисками.

Составлять рейтинги непросто. Для ESG-отчетности нет единых требований, а многие типы воздействия на окружающую среду и общество сложно оценивать. Так что входные данные, с которыми мы работаем на первом этапе, куда менее структурированы, полны и качественны, чем финансовые данные, которые представляются в стандартизованном виде после бухгалтерской проверки. Отсутствие правил и надежных метрик усложняет нашу работу, но при этом повышает ее ценность. Поскольку мы собираем данные и делаем выводы, на которые в прошлом многие инвесторы не обращали внимания (а сейчас не имеют к ним свободного доступа), очень часто такая информация не заложена в стоимость акций.

Для нас важно, чтобы компании, которые мы оцениваем, понимали, как мы составляем рейтинги. Мы рассматриваем два фактора: каким рискам подвергается бизнес и насколько успешно он с ними справляется. Мы относим каждую компанию к одной из 138 отраслей, и для каждой у нас есть список актуальных рисков. Например, горнодобывающие предприятия обычно сталкиваются с рисками, связанными с углеродными и неуглеродными выбросами, с системами природопользования, расходом воды, охраной и безопасностью труда, а также с корпоративным управлением. Определяя подверженность рискам, мы учитываем специфику бизнеса. Предположим, компания работает в юрисдикции, где распространена коррупция или где особенно сложно управлять трудовыми отношениями. Она сталкивается с бóльшим числом рисков, чем конкуренты, избегающие таких юрисдикций, так что мы бы подняли ее оценку подверженности рискам. Значительная часть нашей работы — это калибровка уровня ESG-рисков, с которыми сталкиваются компании.

Следующий шаг при расчете рейтинга — оценить, насколько хорошо компания справляется с рисками. Мы изучаем программы, политики и управленческие практики компании, а также ее готовность к тому, чтобы избежать тех или иных рисков или частично устранить их. Если мы не находим свидетельств такой готовности, то ставим более низкую оценку. Фирмам, которые действительно пытаются справиться с рисками, лучше отчитываться о своих действиях, чтобы они принимались во внимание. За последние годы количество подобных отчетов резко возросло, но их все равно не так много, как нам хотелось бы.

Поменялось и то, как компании общаются с нами в процессе оценки. Десять лет назад только 10% фирм отвечали на наши запросы и обсуждали с нами анализ. Сегодня более 60% крупных компаний делятся с нами информацией, и их число растет с каждым годом. В целом, если компания гордится своей репутацией, а ее инвесторы интересуются вопросами ESG, она охотно тратит время на общение с нами. Бывает и так, что фирмы с низким рейтингом или те, которых критикуют за экологические или управленческие практики, связываются с нами по инициативе инвесторов.

Иногда руководители жалуются, что уже «устали от опросов», и говорят, что слишком много рейтинговых агентств запрашивают у них слишком много информации. Я их понимаю. Международные организации работают над стандартизацией ESG-отчетности, чтобы сделать ее не такой обременительной для руководства компаний. Я все же верю, что взаимодействие с крупными фирмами вроде нашей стоит потраченного времени.

Завершив расчет рейтинга, мы высылаем его компании для обратной связи. В процессе обсуждений мы ищем любую информацию или уточнения, которые помогут нам улучшить анализ. Не всегда новые данные могут изменить рейтинг компании, но мы всегда принимаем их к сведению. Поскольку ESG-рейтинг играет все более важную роль, некоторые представители фирм страстно отстаивают в разговоре с нами свою точку зрения.

Рейтинг компании меняется, когда в ней начинают иначе решать проблемы устойчивого развития или когда возникают серьезные разногласия по поводу ESG, которые могут указывать на недостатки в управлении. Однако самые серьезные улучшения происходят тогда, когда после принятия новой стратегии или изменения бизнес-модели снижается подверженность компании рискам. Например, датская энергетическая компания Ørsted (ранее известная как Danske Olie og Naturgas) занималась разведкой и разработкой месторождений нефти и газа, но в 2017 году продала нефтегазовые активы и инвестировала в возобновляемую энергию. Теперь это один из крупнейших игроков в секторе морской ветроэнергетики. У компании все еще есть несколько угольных электростанций, но она уже объявила о планах по их ликвидации. С 2018 по 2019 год ее рейтинг рисков значительно улучшился.

Подверженность ESG-рискам может и усиливаться. Например, ESG-рейтинг Facebook упал из-за возросшего беспокойства пользователей о том, как компания хранит и защищает их личные данные. ESG-оценки Amazon снизились из-за антимонопольных расследований и опасений по поводу условий труда в компании. Снижаются ESG-рейтинги французского автопроизводителя Peugeot — с того момента, как в 2017 году компания поглотила Opel и Vauxhall, чьи автомобили не так экономно расходуют топливо. Из-за этой сделки Peugeot, скорее всего, не сможет к 2021 году достичь цели по выбросам углерода, поставленной Евросоюзом, и, вероятно, будет оштрафована на несколько сотен миллионов евро.

Для компаний, желающих показать себя с лучшей стороны, раскрытия информации о значимых ESG-проблемах и о том, как они их решают, будет вполне достаточно. Лучший способ сделать это — опубликовать отчет об устойчивом развитии, подготовленный в соответствии со стандартами отчетности об устойчивом развитии, которые разработала Global Reporting Initiative. Когда компания составляет качественный отчет, нам проще провести анализ, а ей самой приходится тратить намного меньше времени на разговоры с нами и с другими рейтинговыми фирмами. Но самое важное происходит тогда, когда компания тщательно анализирует свой бизнес и бизнес-модель, чтобы понять, какие ESG-риски могут обойтись ей дороже всего. Сократив предрасположенность к рискам или найдя лучший способ справиться с ними, компании обычно получают большую выгоду и для себя, и для инвесторов, при этом принося пользу окружающей среде и обществу.

Составляя рейтинги, аналитики все более строго оценивают компании, и это хорошо. Сегодня такие рейтинги более релевантны и качественны, чем когда-либо прежде, и инвесторы обращают на них все больше внимания. Низкий рейтинг заставляет компании пересмотреть свои практики, а высокий помогает привлечь больше инвестиций. Именно это делает нашу работу такой интересной.

Об авторе

Саймон Макмаон (Simon Macmahon) — вице-президент и руководитель исследований в области ESG в Sustainalytics, рейтинговой фирме, которая занимается вопросами ESG и корпоративного управления.

Материал опубликован в ноябрьском номере журнала HBR Россия под заголовком «Трудности оценки показателей ESG»

* деятельность на территории РФ запрещена