Главное — культура | Большие Идеи

・ Корпоративный опыт
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Главное
— культура

Авторы: Келл Томас , Кэрротт Грегори

читайте также

Четыре секрета креативности

Эмма Сеппала

Философия стиля от непрофессионала

Ирина Хакамада

Правила переговорщиков

Джеймс Себениус

Быть честным или успешным?

Анна Натитник

читайте также

Корпоративная культура, подобно характеру отдельной личности, — некий аморфный, но тем не менее очень важный набор качеств. Исследователи давно уже выявили ряд общих черт, свойственных лидерам, сделавшим карьеру в компаниях с мощной культурой, например в Procter & Gamble или McKinsey.

На самом деле корпоративная культура, как благоприятная, так и неблагоприятная, влияет на стиль лидерства в компании гораздо сильнее, чем любой другой аспект работы руководителей. Об этом свидетельствуют результаты нашего исследования, в ходе которого мы опросили несколько тысяч топ-менеджеров более чем из ста компаний.

В частности, мы обнаружили, что среди служащих одной корпорации (независимо от их статуса и ранга) схожесть лидерских навыков проявляется на 30% чаще, чем среди сотрудников разных организаций (под лидерскими навыками мы понимаем способность обучаться, делать логические выводы, строить прогнозы, мотивировать подчиненных и выполнять свои функциональные обязанности). Общность между представителями одной компании гораздо более заметна, чем между представителями одной отрасли или одного региона. Если американский инженер работает на заводе Honda, то с точки зрения стиля менеджмента его принадлежность к этой корпорации — более важный фактор, чем его принадлежность к автопрому, квалификация инженера или американское происхождение. Мало того, по своим менеджерским навыкам этот инженер будет гораздо ближе к японскому специалисту, занимающему, скажем, должность контролера в Honda, чем к инженеру-американцу с предприятия Ford.

Эта неожиданная для многих значимость фактора корпоративной культуры может сыграть как положительную, так и отрицательную роль при решении стратегических и кадровых проблем в организациях. Разумеется, каждая компания, планирующая наем ключевых специалистов со стороны или вступающая в сделку слияния, должна тщательно проанализировать лидерские характеристики своих сотрудников и оценить их способность находить общий язык с носителями иной корпоративной культуры. Практика показывает, что наиболее удачные слияния, как правило, происходят между компаниями со схожими лидерскими стилями или с культурой, предполагающей толерантность к чужому стилю. Между тем можно изменить корпоративную культуру или по крайней мере подтолкнуть ее развитие в желательном направлении. Один из наиболее эффективных способов — регулярный наем специалистов, обладающих нужным вам лидерским стилем.

Упомянутую закономерность следует учитывать и руководителям компаний, стремящимся сформировать команду непохожих друг на друга топ-менеджеров с широким кругозором и независимым мировоззрением. Чтобы обеспечить разнообразие стилей в команде, гендиректору придется приложить немало усилий. Задачу вряд ли удастся решить, подбирая менеджеров, сделавших карьеру в одной организации: их всех объединяют общие, «фамильные» черты. Осторожность должны проявлять и члены совета директоров компании, производящей кадровые перестановки в высшем руководстве. Период после прихода нового гендиректора сам по себе оказывается весьма болезненным, что уж говорить об изменении стиля управления у сотен и тысяч руководителей нижестоящих уровней!

Корпоративная культура — субстанция, плохо поддающаяся формализации и количественной оценке, и поэтому на нее удобно указывать как на причину многих бед — неудачного слияния компаний, конфликтов, возникающих при кадровых переменах, и т. п. Надо признать, что эти упреки зачастую бывают вполне справедливыми. «Измерить» культуру действительно нелегко, но следует помнить: трезвый и объективный анализ корпоративной культуры и ее влияния на стиль руководства помогает предотвратить многие серьезные конфликты.