Повод для рефлексий | Большие Идеи

・ Корпоративный опыт

Повод
для рефлексий

Методы повышения эффективности в условиях кризиса

Автор: Елена Евграфова

Повод для рефлексий

читайте также

Не стоит искать козла отпущения в вашей компании

Джилл Коркиндейл

Как некоммерческим организациям привлечь больше пожертвований

Джона Бергер

Как рознице не разбазарить основной актив

Маршалл Фишер,  Сантьяго Галлино,  Сергей Нетесин

Секрет успеха компании Huawei

Дэвид Де Кремер

В прошлом месяце мы провели на сайте очередной ­опрос; мы спрашивали: «Как вы оцениваете эффективность своей работы в докризисные годы?». Больше всего голосов (37%) набрал ответ «Я трудоголик: всегда выкладывался на 100%». Это нас не удивило, поскольку большинство ­респондентов — читатели HBR.

Гораздо интереснее было, сколько людей выберут ответ­ «Пришлось много работать, потому что в нашей компании так принято». Как мы и ожидали, таких оказалось немного — всего 15%. Я думаю, что, если бы опрос охва­тил широкие слои россиян, их было бы еще меньше. И прежде всего это говорит о слабости менеджмента в российском бизнесе.

Эффективность предприятия зависит от многих факторов, и интенсивность труда занятых на нем людей — один из ключевых. Производительностью труда можно управлять, и менеджерская наука давно уже разложила все методы по полочкам и подробно растолковала, что делать, чтобы люди работали эффективно. Палитра мер широка — от правильного планирования и целеполагания (с тщательным последующим контролем) до разумного мотивирования всеми возможными способами.

К сожалению, российские менеджеры в большинстве своем слишком плохо знают теорию менеджмента и в условиях кризиса, скорее всего, только усилят давление на людей. Специалисты Центра социально-психологических исследований Института глобализации и социальных движений называют излюбленные методы российского руководства командно-истерическими. Адепты этой управленческой парадигмы уверены, что наорать на человека, унизить его, пригрозить, понизить самооценку и внушить чувство неуверенности — это и значит мотивировать людей. Но специалисты ИГСД считают, что все это ведет к развитию неврозов у сотрудников и снижению их работоспособности.

Я, кстати, уверена, что ни один из подчиненных руководителя, который считает негативную мотивацию самой эффективной, не выбрал в нашем опросе ответ «Пришлось много работать, потому что в нашей компании так принято». Надеюсь, нынешний экономический спад заставит российских менеджеров переосмыслить свое отношение к методам повышения эффективности и заставит их изучить лучший мировой опыт управления, в том числе читая наш журнал.

Продолжить обсуждение темы можно на сайте hbr-russia.ru.