Шесть способов подружиться с будущими техническими миллиардерами | Большие Идеи

・ Корпоративный опыт
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Шесть способов подружиться с будущими
техническими миллиардерами

Исторически сложилось так, что Америка стала первой страной, где дети обучают своих родителей, и это считается обычным делом. Родители выступают в предприятиях своих детей как друзья или ангелы-инвесторы.

Автор: Розабет Мосс Кантер

читайте также

Интернет делает нас умнее?

Фишер Мэтью

Как увеличить степень везения в карьере

Кристиан Буш

Почему я нанимаю неудачников

Джеффри Стибел

Быть хорошим боссом в плохие времена

Роберт Саттон

Дэвид Карп, продавший сервис Tumblr компании Yahoo за 1,1 миллиарда долларов, - один из тех молодых людей, которым двадцать с чем-то или даже еще не исполнилось двадцати, чьи технологические инновации принесли им целое состояние.

Мы уже наблюдали подобное. В 1990-х годах юные техники с сережками в ушах и фиолетовыми волосами, убранными в «хвостики» (это мы сейчас о мужчинах говорим), произвели переворот в советах директоров; в 2000-х они носили капюшоны. Бросившие колледж студенты, такие, как Марк Цукерберг, быстро создавали целые бизнес-империи. Их родители – или родители их будущих жён – предоставляли им для работы свои кухни и гаражи, как это сделала для компании Google Эстер Войцицки, ставшая впоследствии тещей Сергея Брина.

Дэвид Карп пошел еще дальше: вняв совету матери, он бросил школу и, минуя стадию гаражей, попал сразу в офисную среду Нью-Йорка.

Это экстремальная версия американской культуры в действии. Исторически сложилось так, что Америка стала первой страной, где дети обучают своих родителей, и это считается обычным делом. Родители выступают в предприятиях своих детей как друзья или ангелы-инвесторы. Есть компании венчурного капитала, которые ищут молодежь с перспективными идеями не только на университетских кампусах, но и среди школьников старших классов, - рассказал мне недавно основатель компании General Catalyst (и мой друг) Дэвид Фиалкоу.

Эту ситуацию усугубляет и то, что крупные компании, и вообще учреждения любого рода, пользуются все меньшим уважением. Когда один из пользователей Твиттера, комментируя идею истэблишментов, написал: «Это все пахнет списком Fortune 500», он отнюдь не имел в виду сделать компаниям из этого списка комплимент.

Значит ли это, что старшие поколения не могут ничему научить своих потомков? И теперь основатели новых цифровых стартапов процветают безо всякого «контроля взрослых», который еще недавно был нормой для компаний, работающих в области технологий (так, юные основатели компании Google, пригласили Эрика Шмидта поработать их генеральным директором, пока Ларри Пейдж не созреет для этой должности)?

Пока синдром Карпа не стал новой версией принципа «не доверяй тем, кому за тридцать», который доминировал в более ранние периоды студенческих протестов, давайте разберемся, почему старшие поколения моут стать источником мудрости для молодых предпринимателей. Наблюдая за юными цифровыми предпринимателями, я заметила шесть характеристик, которые создают благодатное пространство для продуктивных отношений между поколениями:

Они постоянно учатся. Это обучение может происходить и в формальном окружении, но ориентированные на предпринимательство молодые люди, когда они не хотят официально брать курсы в университете, могут быть ненасытными и критически мыслящими читателями, поглощающими учебники и источники из интернета, чтобы быстро освоить ту или иную область знаний. В университетах тоже постепенно стирается граница между курсами и факультативными занятиями, и студенты сами организуются в группы, чтобы изучать темы, из которых они могут извлечь гораздо больше знаний и практической пользы, чем из предлагаемых университетских курсов. Возможности приобретения практического опыта, участия в независимых проектах и построении бизнеса – как часть формального образования – судя по всему, способствуют тому, что многие молодые люди охотно задерживаются в университетских стенах, по крайней мере, это подтверждают многие предварительные наблюдения. Компании, работающие под лозунгом «Идеи, которые стоит распространять», организуют учебные сообщества вокруг участников конференций TED («Technology, Entertainment, Design»), где бы те ни находились. Интернет-форумы также дают молодым предпринимателям возможность перенимать опыт из первых рук и создают возможности для построения отношений.

Они обожают менторов и преуспевают, когда находят их. По мнению некоторых аналитиков, доступ к мудрым советам – еще важнее, чем доступ к капиталу. Новые бизнес-инкубаторы становятся все более распространены, как в США, так и в других странах; наилучшие результаты появляются в тех, которые обеспечивают доступ к советам, и именно поэтому инкубаторы, связанные с университетами показывают слегка более высокие показатели выживаемости для новых фирм после критического пятилетнего периода: это подтверждает мое исследование, проведенное в рамках Проекта конкурентоспособности Гарвардской школы бизнеса. По мере того, как все больше молодых людей пытаются идти по следам Дэвида Карпа и Марка Цукерберга, спрос на менторов возрастает. Менторы могут быть на переднем рубеже науки и/или бизнеса, при этом делясь преимуществом личного опыта, а возможно, и обретая новый бизнес-инструмент. В штате Массачусетс многие из нас работают над экономическим развитием проблемных регионов, и мы призвали местные компании предоставить нам для стартапов некоторое пространство в их помещениях, независимо от того, работают ли они в той же области, или нет.

Они ценят хорошие вопросы. Хотя этим молодым людям может не очень нравиться, когда им говорят, как устроен мир, и хотя они могут не так уж блестяще знать историю, они прекрасно резонируют с форматом диалога, который позволяет им выразить собственные взгляды, и ценят вопросы, которые заставляют их мыслить в новых направлениях. Они могут цинично относиться к похвалам, особенно если те звучат снисходительно, но им нравится провокативный обмен мнениями.

Они нуждаются в связях. Эти люди могут использовать сети социальных медиа и задействовать источники краудсорсинга и краудфандинга, но на этом этапе они знают не так много людей, обладающих хорошими связями в тех мирах, частью которых они хотели бы стать. Когда вы открываете для них двери и предлагаете им контакты, все остальное, что вы говорите, начинает звучать гораздо мудрее и интереснее.

Они работают за еду. Ну хорошо, не совсем так. Но небольшие вложения на ранних стадиях развития идей могут дать далекоидущие результаты для тех студентов, кто еще не обзавелся семьями, которые нужно содержать, и дорогими привычками. Фиалкоу из компании General Catalyst призвал группу лидеров рассмотреть возможность бизнес-ангельского инвестирования в молодых людей, для которых тысяча долларов – огромная сумма; скромный фонд может объединить десятки юных предпринимателей. Если же к наличным деньгам прибавить менторство и связи, шансы на успешную реализацию потенциала юных предпринимателей могут значительно возрасти.

У них есть чувство миссии, и им небезразличны моральные и общественные ценности. Подтверждений тому с каждым днем все больше. Результаты опроса, проведенного компанией Publicis Groupe среди европейской молодежи, заинтересованной в медиа и коммуникациях, ясно указывают на то, что готовность к «социальной ответственности» в наши дни воспринимается как данность. Эти молодые люди чувствуют, что она неразрывно связана со стратегией бизнеса. Когда представители новых поколений начинают собственное дело, видение своей общественной миссии зачастую присутствует у них уже с самого начала. Когда я спрашиваю студентов, чему они научились у генеральных директоров и руководителей крупных компаний, речь, как правило, заходит о том, что необходимо иметь принципы и не отступать от них. Изыскивая способы для привлечения молодых предпринимателей в социально-значимые проекты или находя предпринимателей среди тех, кто готов делать добрые дела, мы создаем крепкие связи. Комбинация бизнес-миссии и социальной миссии обладает огромной мощью, как я показала в своей книге «Confidence and SuperCorp». Конкурсы бизнес-планов в наши дни включают в себя все больше общественных предпринимателей.

Эти шесть характеристик могут подвигнуть молодых людей с большей готовностью учиться у тех, кто старше, а старшим поколениям они, в свою очередь, позволят способствовать передаче новых знаний и возможностей. Старые мудрые головы могут помочь достичь успеха большему числу стартапов, среди которых – как знать? – может оказаться и новый Tumblr.