Свои люди vs. профессионалы: как повысить эффективность советов директоров в России | Большие Идеи

・ Корпоративный опыт

Свои люди vs. профессионалы: как повысить эффективность советов директоров
в России

Почему акционерам компаний стоит пересмотреть взгляды на формирование совета директоров

Автор: Ярослав Глазунов

Свои люди vs. профессионалы: как повысить эффективность советов директоров в России
Евгений Разумный / "Ведомости"

читайте также

«Ты выступаешь на сельских скачках или на мировом чемпионате»

Исследование, которое работает

Симестер Дункан

Шутки не для женщин?

Александр Эллис,  Джерел Слотер,  Джесси Райвин,  Джонатан Эванс

Почему совет «Следуйте за мечтой» может вам навредить

Дэниел Геринг,  Кристина Ли

Ротация членов советов директоров (СД) в российских компаниях очень высока: в 2015 году она составила почти 20%. При этом независимых директоров в составе СД становится все меньше. Так сложилось, что переизбрание членов советов директоров в российской практике происходит ежегодно. Чаще всего крупные акционеры предлагают кандидатов напрямую. И по большей части предложенные кандидатуры – люди, приближенные к акционерам. Другими словами, основное качество при подборе членов СД – их лояльность.

По результатам исследования Spencer Stuart, проведенного в 2015 году, российские компании находятся на предпоследнем месте по числу независимых директоров в Европе — меньше их только в Турции. Из 482 директоров, проанализированных в обзоре, только 161 директор (или 33,4%) считается независимым. По сравнению с показателем 2014 года произошло снижение примерно на 6%.

С одной стороны, даже эти результаты вполне соответствуют рекомендациям Кодекса корпоративного управления (одобрен Банком России к применению в 2014 году), согласно которым не меньше трети СД должно приходиться на независимых директоров. Но в то же время в мировой практике этот показатель сегодня составляет не менее 50%. Так, в Швейцарии 88,3% директоров являются независимыми, в Великобритании — 60,5%, а во Франции — 58%.

Логика российских акционеров ясна: «свои люди» не подрывают статус-кво и не задают неудобных вопросов. За это собственников упрекнуть сложно: ведь для них СД – орган контроля деятельности топ-менеджмента и определенная гарантия соблюдения интересов акционеров. Однако надо понимать, что, если компания стремится двигаться вперед, принцип лояльности тормозит ее развитие.

Использование принципа лояльности в вопросе формирования совета директоров — этап эволюционный, он относится не только к российской практике. В СД компаний в США и Великобритании долгое время также доминирующее положение занимали люди, которые не подвергали сомнению решения акционеров. Следующий этап развития — профессионализация СД, когда опыт директора становится главным приоритетом, а вопрос лояльности отходит на второй план. Если взглянуть на крупные компании из американского списка Fortune-500 и британского списка FTSE-100, мы увидим, что подавляющее большинство формирует свои СД, исходя из способности каждого из членов помогать акционерам и топ-менеджменту реализовывать стратегию компании.

То есть для выхода компании на новый уровень необходимо приглашать в советы директоров таких людей, которые по уровню компетенций и знания рынка были бы равны или даже превосходили CEO. В нашем же случае члены СД очень часто не имеют авторитета и не могут сделать практический и осязаемый вклад в развитие бизнеса. Это наблюдается как в государственных, так и в частных публичных компаниях.

Вполне возможно, что независимых директоров в составах СД российских компаний было бы еще меньше, если бы не одно обстоятельство. Компания, выходящая на IPO, становящаяся публичной, обязана приглашать независимых директоров, чтобы были соблюдены интересы внешних инвесторов. В противном случае успех первичного размещения оказывается под угрозой.

В этой ситуации независимые директора, как правило, выполняют лишь роль внешнего прикрытия. Однако встречаются и обратные примеры. QIWI, которая при размещении на NASDAQ ввела в СД независимых директоров (признанных экспертов рынка), делегировала им значительные полномочия. В итоге состав СД приносит осязаемую пользу в развитии компании, при том что основной собственник находится «за периметром», не давит на совет и принимаемые им решения.

К использованию лучших мировых практик через приглашение независимых директоров прибегают и непубличные компании, как правило, при наличии у акционеров амбиций иметь компанию, способную конкурировать по своей стратегии, управленческой команде, эффективности процессов на глобальной арене. Например, СД компаний «Еврохим» или СУЭК сформированы из профессиональных директоров и работают как советы публичных компаний. По этому же пути (задолго до выхода на IPO) пошла и «М.Видео», что позволило компании занять лидирующие позиции на рынке.

Основной камень преткновения при формировании СД в российских компаниях – отсутствие четкого понимания, какого именно опыта и экспертизы компании не хватает. Чтобы избежать этой проблемы, некоторые компании проводят ежегодную оценку эффективности с привлечением внешних консультантов, которые для начала составляют так называемую матрицу компетенций. Она показывает, какого рода профессионалов в совете слишком много (например, пятеро из девяти членов финансисты), а каких знаний наоборот не хватает.

Матрица компетенций привязывается к стратегии компании. Например, когда та же «М.Видео» приняла стратегическое решение быть не просто традиционной розничной сетью с магазинами по всей России, но и развиваться через онлайн-канал, то в совет директоров был приглашен международный эксперт со значительным опытом в онлайн-бизнесе. Еще пример: если основные клиенты корпорации женщины, выявляется естественная необходимость ввести в совет представительницу женского пола с опытом в этой сфере бизнеса.

Таким образом, при решении проблемы эффективности СД в первую очередь необходимо выявить наиболее критичную для долгосрочной стратегии компании область, в которой на данный момент существует очевидный недостаток компетенций. Следующий шаг – выяснить, какие компании (в том числе, и в других отраслях) успешно реализовали проекты в этой области. Наконец, нужно привлечь текущего или бывшего CEO такой успешной компании в СД. Например, сегодня банкам и телекоммуникационным компаниям важно адаптировать свои продукты и каналы их распространения с учетом современных digital-практик. Возможным решением в таком случае будет привлечение CEO из электронной коммерции и высокотехнологичных компаний.

Для того чтобы совет директоров приносил ощутимую пользу и принимал практические решения, думать о качестве его состава нужно в первую очередь, так же, как мы думаем о качестве управленческой команды. Команда второй лиги не сделает компанию первой лиги. Совет директоров должен быть авторитетным и состоять из профессионалов высокого калибра, обладающих передовыми знаниями и способных помогать акционерам в принятии стратегических решений и успешном развитии бизнеса.

Об авторе. Ярослав Глазунов – управляющий российским офисом компании Spencer Stuart.