В поисках идей: декабрьский выпуск | Большие Идеи

・ Исследования
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

В поисках идей:
декабрьский выпуск

Обзор свежих исследований и открытий в области менеджмента

В поисках идей: декабрьский выпуск

читайте также

Cтратегия активного ожидания

Сулл Доналд

Печальные мотивы музыкальной индустрии

Эльберс Анита

Как олимпийский чемпион научился справляться со стрессом

Сара Грин Кармайкл

Меньше суеты, больше стратегии

Грэм Кенни

От редакции. Представляем вашему вниманию декабрьский выпуск рубрики «В поисках идей» о свежих исследованиях зарубежных ученых.

ЭТИКА | Эффект сообщников

Кто скорее смухлюет — один человек, двое знакомых или двое незнакомых?

Недавнее исследование показало, что больше всех склонны к мошенничеству два случайных спутника. Был проведен эксперимент, в рамках которого люди — по отдельности или вместе с незнакомцами — проходили компьютерный тест, который позволял завысить свои баллы, чем не преминуло воспользоваться 73% пар и 54% одиночек. Участники другого эксперимента обсуждали предложение о работе с кандидатом, которого должны были уволить через шесть месяцев. Им сообщили, что результаты их собственной аттестации будут зависеть от того, удастся ли уговорить кандидата. Только что созданные пары участников чаще, чем одиночки и пары, ранее выполнившие сплачивающие упражнения, говорили, что готовы поступить неэтично, то есть скрыть от кандидата истинный срок договора о найме. Ученые полагают, что соучастие в сомнительных поступках само по себе может служить для не знакомых друг с другом людей свое­образным сближающим ритуалом: «Наше исследование дает повод утверждать, что очень важно помочь людям познакомиться, прежде чем поручать им принимать совместные решения (по крайней мере, в вопросах этики)».

ОБ ИССЛЕДОВАНИИ «Stranger Danger: When and Why Consumer Dyads Behave Less Ethically Than Individuals», Hristina Nikolova, Cait Lamberton, Nicole Verrochi Coleman («Journal of Consumer Research», 2018)

КАРЬЕРА | Шедевры выстреливают очередью

Полоса везения случается со всеми: шулерами, спортсменами, инвесторами… Новое исследование доказало, что серии удач случаются даже у людей творческих профессий — художников, режиссеров и ученых. Антропологи изучили аукционные цены на произведения 3480 художников, критические оценки фильмов 6233 режиссеров и цитируемость работ 20 040 ученых. Для каждого профессионала были определены крупнейшие успехи и специфика их ­распределения по творческому пути. Оказалось, что во всех трех профессиях вероятность, что две самые успешные работы были созданы подряд, в 1,5 раза выше, чем предполагает случайное распределение.

Ученые также проверили, сколько последовательно появившихся работ каждого творца превысили медианный уровень качества, и выявили шаблон: «превосходные произведения обычно рождаются друг за другом, длинными рядами». Подавляющее большинство представителей всех трех профессий пережили за свою карьеру выраженный период удач — правда, чаще всего только один. Два выпали на долю всего 30% художников и ученых и лишь 11% режиссеров. Чаще всего светлая полоса длилась несколько лет: 3,7 (ученые), 5,2 (режиссеры) и 5,7 (художники). «Карьеры строятся не столь непредсказуемо, как принято считать: для них характерны серии выдающихся успехов», — пишут авторы исследования. Эти выводы могут оказаться полезными для менеджеров, пытающихся предсказать будущие результаты новых или повышенных по службе сотрудников.

ОБ ИССЛЕДОВАНИИ «Hot Streaks in Artistic, Cultural, and Scientific Careers», Lu Liu и др. («Nature», 2018)

РОЗНИЧНЫЕ ПРОДАЖИ | От чего зависит спрос на разные версии продуктов?

На что обратить внимание компаниям, определяющим оптимальное количество вариантов своего товара? Проведя шесть экспериментов, ученые выявили ключевой фактор — восприятие продукта как утилитарного или гедонистического (приносящего удовольствие).

В одном задании часть студентов выбирала песни, которые нравятся им самим, другая часть — песни, которые они будут оценивать. Тех и других спросили, сколько разных песен они хотели бы выбрать. В другом эксперименте участников просили представить, что они должны выбрать разные цвета для дизайна автомобиля — предназначенного либо для рабочих поездок, либо для экскурсий на выходных. В обоих случаях люди, принимавшие утилитарные решения, ограничивались меньшим числом вариантов, чем те, кто думал о развлечениях. Почему? Ученые утверждают, что, выбирая нечто для удовольствия, люди исходят из личных предпочтений, которые непросто удовлетворить, и потому хотят иметь выбор пошире. Рассуждая о более приземленных вещах, они ограничивают полет своей фантазии.

Выводы важны для розницы, ведь широта ассортимента играет большую роль в привлечении и удержании клиентов и зачастую определяет, где человек делает покупки: онлайн (там выбор обычно больше) или офлайн. «Если фирма хочет подчеркнуть удовольствие пользователя от того или иного товара, стоит расширить ассортимент и тем самым привлечь больше покупателей-гедонистов, — пишут авторы. — А упор на утилитарность продуктов предполагает менее богатый выбор».

ОБ ИССЛЕДОВАНИИ «The Influence of Purchase Motivation on Perceived Preference Uniqueness and Assortment Size Choice», Sarah C. Whitley, Remi Trudel, Didem Kurt («Journal of Consumer Research», готовится к выходу)

ИННОВАЦИИ | Мотивируйте свой отказ

У потребителей часто возникают отличные идеи по улучшению товаров, и поэтому многие компании затевают краудсорсинговые проекты, которые собирают сотни и тысячи участников. Однако ответом на их предложения обычно оказывается молчание.

Проанализировав инициативы 70 159 организаций, мы выяснили, что 88% не потрудились ответить тем, чьи идеи не были отобраны для реализации. Неудивительно, что многие из обойденных ответом участников решили больше не отправлять свои идеи в эту организацию. Те, кому пришел ответ с отказом, в целом реагировали позитивнее, нежели те, кто не получил обратной связи. Дальнейший анализ показал: лучше, если отказ содержит объяснение — особенно, если оно по стилю близко к предложению (например, на заявку, изложенную сухо и четко, отвечали коротко, по-деловому). «Наше исследование показывает: объясняя причины отказа, можно стимулировать людей и дальше присылать вам свои идеи улучшений», — утверждают ученые. По их мнению, этот опыт могут перенять также венчурные и иные компании, которым приходится регулярно отказывать множеству людей.

ОБ ИССЛЕДОВАНИИ «Idea Rejected, Tie Formed: Organizations’ Feedback on Crowdsourced Ideas», Henning Piezunka, Linus Dahlander («Academy of Management Journal», готовится к выходу)

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО | Еще не вечер

Все думают, что самые успешные стартапы созданы юными. Однако данные о 2,7 млн компаний, основанных между 2007 и 2014 годами, показывают, что стартаперам в среднем 42 года. А среди 1% самых быстрорастущих по числу сотрудников американских фирм более половины создано людьми в возрасте 40+, 50+ и 60+. «Стереотип суперуспешных очень молодых основателей, возможно… отражает непропорционально большое влияние интерактивных ИТ-индустрий, таких как соцсети».

ИСТОЧНИК: «Age and High-Growth Entrepreneurship», Pierre Azoulay и др. (NBER, 2018)