Пять важных качеств эффективных команд | Большие Идеи

・ Корпоративный опыт
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Пять важных качеств
эффективных команд

Как укрепить связи между сотрудниками даже в условиях удаленной работы

Автор: Рон Фридман

Пять важных качеств эффективных команд

читайте также

«Мы быстро сдвигаемся в сторону закрытости»

Мария Подцероб

Как защитить лучших сотрудников от выгорания

Мэтт Пламмер

Конец рациональной экономики

Ариели Дэн

Клиентский сервис на отлично

Делиси Рик,  Мэтью Диксон,  Пономарефф Лара,  Тернер Скотт

Ученые давно поняли: чтобы построить отличную рабочую среду и эффективную команду, нужно удовлетворить три психологические потребности: в автономности, компетентности и связи с коллективом. Многие десятилетия исследований показывают: если психологические потребности человека выполнены, он будет здоровее, счастливее и продуктивнее.

Из этих трех потребностей сложнее всего удовлетворить потребность в связях с коллективом, то есть сделать так, чтобы людям хотелось общаться с коллегами. Можно нанять талантливых сотрудников, но как заставить их нравиться друг другу?

Во время пандемии налаживать связи в коллективе стало еще сложнее. Работа из дома хорошо сказалась на автономии, ведь сотрудники получили возможность решать, где и когда они хотят работать, но отсутствие физического контакта с коллегами усложнило создание тесных личных связей.

Однако новые исследования показывают, что самые эффективные команды находят способы поставить даже небольшие социальные контакты во время пандемии себе на пользу. Это позволяет сделать важные выводы о том, как организации могут укрепить внутренние связи и построить эффективные команды — даже в условиях удаленной или гибридной работы.

Летом моя компания ignite80 вместе с разработчиками коммуникационного ПО Front опросила 1106 американских офисных работников. Наша цель была проста: мы хотели понять, что отличает самые эффективные команды.

Чтобы определить самые эффективные команды, мы попросили респондентов (1) оценить эффективность своей команды и (2) сравнить ее работу с другими компаниями отрасли. Мы выделили сотрудников, которые поставили своей команде 10 из 10 баллов по обоим вопросам, и сравнили их поведение с поведением всех остальных.

Итак, что же выделяет эффективные команды? Наше исследование выявило пять главных различий. Все они подчеркивают важность тесных связей между коллегами и их влияние на командную эффективность.

Участники эффективных команд не боятся телефонных звонков

Люди все меньше говорят по телефону на работе, но эффективных команд это не касается. Наше исследование показало, что их участники больше общаются друг с другом вообще и чаще созваниваются, чем люди из менее успешных команд (в среднем 10,1 и 6,1 звонков в день соответственно).

Это логично. Недавние исследования показали, что большинство людей ожидают от телефонных звонков неудобств и неловкости, но это заблуждение. На самом деле телефонные звонки не только не создают неловкость, но и даже помогают укреплять отношения и избегать недопониманий, что делает рабочие отношения еще продуктивнее.

Эффективные команды лучше планируют совещания

Не секрет, что плохо организованные совещания раздражают сотрудников, тратят их когнитивные ресурсы и обходятся компаниям в миллионы долларов. Наше исследование показало: эффективные команды избегают самых распространенных ошибок в планировании совещаний. Они внедряют практики, которые, как показано, делают встречи продуктивнее, а именно: существенно чаще требуют, чтобы участники готовились к совещанию (на 39%); подготавливают повестку дня (на 26%) и начинают разговор с короткого введения, в ходе которого члены команды узнают о состоянии дел друг друга (на 55%).

Эффективные команды лучше планируют совещания и стараются заниматься на них командной работой. И это не только рациональная трата времени: так они задают основу для более продуктивного взаимодействия и укрепляют отношения в коллективе.

Эффективные команды вкладывают время в общение на нерабочие темы

Менеджеры могут считать, что разговоры на нерабочие темы в офисе — это плохо. Какой толк от того, что сотрудники тратят ценное рабочее время на обсуждение вчерашнего спортивного матча или последнего блокбастера?

Но исследования показывают, что от разговоров на нерабочие темы все же есть немалая польза. Дело в том, что в таких беседах люди выявляют общие интересы, что ведет к более глубокой и искренней симпатии.

Наше исследование показало, что члены эффективных команд намного чаще (на 25%) обсуждают с коллегами по офису нерабочие вопросы — например, спорт, книги или семейные дела. Кроме того, они существенно чаще встречались с коллегами за чашкой чая, кофе или кружкой пива в последние полгода.

Иными словами, лучшие команды эффективны не потому, что они тратят все свое время на работу. Напротив, они вкладывают время в создание глубоких дружеских связей, что, в свою очередь, помогает им лучше сотрудничать в будущем.

В эффективных командах чаще обмениваются благодарностями

Одна из главных причин, почему связь с коллегами способствует более эффективной работе, в том, что мы чувствуем, как нас ценят и уважают люди, чье мнение для нас важно. Признание заслуг чаще оказывается более мощным мотивирующим фактором, чем финансовая стимуляция.

В нашем опросе члены эффективных команд сообщили, что намного чаще получают благодарности — как от коллег (на 72%), так и от менеджеров (на 79%). Не менее важно, что они, согласно ответам, и сами намного чаще выражали благодарность своим коллегам (на 44%). Таким образом, в лучших командах благодарность исходит не только сверху вниз: это культурная норма, которая наблюдается и во взаимодействии между коллегами.

Члены эффективных команд искреннее себя ведут

Согласно нашему исследованию, члены эффективных команд намного чаще делятся с коллегами положительными эмоциями: чаще делают друг другу комплименты и подшучивают друг над другом. А в переписке они чаще используют восклицательные знаки, эмодзи и гифки. Однако интересно, что они также чаще выражают на работе отрицательные эмоции: нецензурно ругаются, жалуются или используют сарказм.

Почему выражение негативных эмоций оказывается полезно для дела? Потому что альтернатива выражению эмоций — это их подавление, а подавление эмоций дорого обходится нашему мозгу. Нам приходится тратить ценные когнитивные ресурсы на то, чтобы скрывать свои эмоции от других, и у нас остается меньше психических сил на работу.

Предыдущие исследования показывают, что искренность связана с эмоциональным состоянием на работе и с личной эффективностью. А согласно нашим данным, искренность повышает также эффективность команды в целом.

Безусловно, выражать отрицательные эмоции стоит не всегда: это может быть бесполезно или неуместно. Однако наши результаты показывают: если членам команды психологически комфортно выражать в общении с коллегами весь диапазон своих эмоций, это идет на пользу командной работе. Таким образом, наше исследование показывает: чтобы создать эффективную рабочую среду, нужно не только нанять правильных людей и дать им правильные инструменты. Необходимо также создать условия для развития искренних и глубоких отношений.

Важно заметить, что на развитие отношений между коллегами необязательно тратить много времени или денег. Внедрите простые, доказательные практики, которые укрепят коммуникации, сделают встречи эффективнее, а дружбу теснее, — и любая компания сможет удовлетворить потребность своих сотрудников в близости и повысить эффективность команды.