Как удешевить логистику последней мили | Большие Идеи
Операционное управление

Как удешевить логистику последней мили

Василиса Сергеева
Как удешевить логистику последней мили

В период испытаний ритейл пробует разные антикризисные меры, но не все они популярны среди покупателей. Как выстроить правильную стратегию и не проиграть в текущих экономических условиях?

На падающем рынке

В марте 2022 года большинство ритейлеров независимо от формата торговли — традиционного, онлайнового или гибридного — столкнулись с падением рынка и начали на всем экономить. Одни сократили штат: в марте, по данным сервиса «Актион Бухгалтерия», каждая пятая компания в России уволила или отправила сотрудников в простой. Другие понизили зарплаты топ-менеджмента или урезали бонусы (а то и вовсе отказались от них) и компенсации линейному персоналу: продавцам, курьерам, сборщикам, кассирам, работникам зала и т. д. Согласно опросу, проведенному Kontakt Intersearch Russia, 5% российских фирм планируют урезать бонусы сотрудникам на 5—10%.

Еще часть организаций изменила условия программ лояльности или полностью отказалась от них. Например, Ozon убрала бонусную программу Ozon Card, лишив участников кешбэка. А «Сбермаркет» отменила бесплатную доставку для определенных видов подписки.

Меры экономии оказались ожидаемо непопулярными и среди сотрудников, и среди клиентов, особенно на фоне снижения покупательской способности: средний чек россиян постоянно сокращается.

Недовольство клиентов

Сохранять клиентов стало все труднее. Однако это реально, особенно в сегменте электронной торговли. Именно здесь, несмотря на общий спад, в первые четыре месяца 2022 года был зафиксирован рост продаж: по данным АКИТ, суммарный объем продаж рынка интернет-торговли в России увеличился на 50% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и достиг рекордной отметки в 1,5 трлн руб. При этом доля интернет-ритейла в общем обороте розничной торговли в России выросла до 11,8%, что тоже исторически рекордное значение. В целом, тренд на рост интернет-торговли, по прогнозам, сохранится до конца года.

Остается популярной курьерская доставка: в одном только секторе интернет-торговли товарами повседневного спроса (так называемом e-grocery) заказ покупок на дом, по июньским данным Data Insight, выбирают 77% клиентов. Из-за пандемии курьерская доставка стала привычной для потребителя, поэтому очевидно, что отказаться от нее для компаний сейчас уже означает потерять долю рынка, ведь в кризис покупатели выбирают ритейлеров, с которыми удобно.

«Последняя миля» (управление цепочками поставок на последнем этапе перемещения людей и/или товаров при покупке или оказании услуги) — одно из самых дорогих звеньев логистической цепи. Поэтому продавцы либо увеличивают стоимость доставки до двери, либо полностью перекладывают доставку на покупателя. На маркетплейсах медианная стоимость доставки в первом полугодии 2022 года в сравнении с аналогичным периодом 2021-го выросла на 100 руб., а в аптечном сегменте — на 300 руб.

Клиенты однозначно негативно воспринимают эти решения. Поэтому в вопросах доставки компаниям нужно искать баланс интересов, стремясь снизить ее себестоимость без ущерба для удобства клиентов.

Что может предпринять онлайн-ритейл

Есть три способа обойтись без крайних мер и при этом сократить расходы на доставку.

Снижение стоимости найма и накладных расходов на логистический менеджмент. На графике показано, какой процент от среднего чека составляют четыре модели в доставке «последней мили»:

советуем прочитать

Об авторе

Василиса Сергеева — директор по развитию первого аутсорсинга логистики последней мили компании «Чекбокс».

Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать
Как пандемия повлияла на требование о высшем образовании
Джозеф Фуллер,  Кристина Лангер ,  Мэтт Сигельман
Не имей сто друзей
Роб Кросс,  Роберт Томас