Бизнес-технологии и управление знаниями | Большие Идеи

・ Операционное управление

Бизнес-технологии и
управление знаниями

А что же такое знания и чем они отличаются от информации?

Автор: Сергей Карелов

читайте также

Кевин Спейси: «Руководство театром — особый вид лидерства, и я осваивал его на ходу»

Элисон Биард

Дикое знание: как научиться тому, чему никто не учит

Кьелл Нордстрем

Чем HoloLens лучше Google Glass

Скотт Беринато

Почему руководители так тяжело расстаются со своими постами?

Маршалл Голдсмит

Со второй половины XX века главным фактором, изменяющим бизнес, становятся технологии работы с информацией.

Они определяют, как устроен и работает бизнес, какова его конкурентоспособность и прибыльность, каковы его рыночные перспективы и направления развития.

Аналитики Forrester Research 5 лет назад назвали такие технологии "business technology" (BT) и сделали такой прогноз: "Хотя сейчас лишь немногие компании признают значимость этого тренда, в течение ближайших пяти лет большинство из них осознают ключевую роль BT в повышении результативности бизнеса. Увидев конкурентные преимущества бизнес-технологий, предприятия начнут их все активней внедрять. А поставщики бизнес-технологий будут все более усовершенствовать свои предложения, направленные на повышение результативности бизнеса, его гибкости и способности к изменениям."

(Источник)

Пять лет, для которых был дан этот прогноз, завершаются. Но уже практически ясно, что главное в прогнозе оправдалось – в современном бизнесе ВТ во многом определяют его результативность.

Так что же такое ВТ? Чем они отличаются от привычных IT или от почти уже забытого термина Data Processing? И главное, - как понять, чем сегодня располагает ваша компания: только IT или уже ВТ? Цель настоящего поста - ответить на эти вопросы.

Что такое ВТ

Появление 60 лет назад компьютеров позволило бизнесу собирать и обрабатывать гораздо большие объемы данных. Этот процесс был назван Data Processing. Он ознаменовал переход к сбору и накоплению данных в цифровой форме в электронных хранилищах.

Первый шаг в этом процессе – сбор цифровых и оцифровка (Digitizing) аналоговых данных с помещением их электронные хранилища.

Второй шаг – обработка накопленных данных.

Третий шаг – использование этих данных при решении бизнес-задач.

С развитием компьютеров стало возможным не только быстро увеличивать объемы обрабатываемых данных, но и кардинально повысить качество их обработки.

Основным направлением в совершенствовании способов обработки данных стала их структуризация. Именно структуризация данных стала целью создания разнообразных систем управления базами данных (СУБД). А для использования больших объемов структурированных данных появился новый класс OLAP (Online Analytical Processing) приложений.

Так постепенно, по мере совершенствования процессов структуризации данных, Data Processing превратился в IT (Information Technology). Ведь если не лезть в дебри наукообразных формулировок, информация – это всего лишь структурированные данные.

Например, метеорологи собирают с тысяч своих станций огромные объемы данных о разнообразных метеорологических параметрах. Эти данные обрабатываются и структурируются. Итоговую информацию о погоде мы видим на любом метео-сайте: прогноз температуры, ветра, давления, влажности. Обработка может быть сколь угодно сложной, вплоть до многочасовых расчетов сложнейших моделей на суперкомпьютере. Но в информацию ее превращает лишь структуризация, понятная и удобная для того, кому эта информация предназначена. В нашем примере – для интересующегося погодой обывателя.

Для разных целей используются разные источники данных и разные способы их структуризации. Если оперативно собирать данные о физических активах, финансовых, материально-технических и человеческих ресурсах компании и структурировать их, как удобно профильным специалистам компании, - получится ERP. Если же собирать данные о состоявшихся и планируемых взаимодействиях с клиентами и структурировать их, как удобно специалистам маркетинга, продаж и обслуживания клиентов, - то получится CRM.

Аналогичным образом строятся абсолютно все IT-приложения, используемые бизнесом в течение последних 20 лет. К этому привыкли и топ-менеджмент, и специалисты, и это уже практически не вызывает никаких вопросов. Все понимают – без подобных IT-приложений современный бизнес обойтись уже не может. Но это все про IT. А что же такое ВТ?

Чтобы ответить на этот вопрос, напомним еще раз, что сначала компьютеры использовались в бизнесе для обработки и представления данных. Потом – для обработки и представления информации. Информация – это структурированные данные и именно поэтому ее ценность существенно выше, нежели ценность «сырых» данных. А теперь зададимся вопросом – что для бизнеса ценнее, чем информация? Ответ практически очевиден – это знания.

А что же такое знания и чем они отличаются от информации? Если снова не лезть в дебри наукообразных формулировок, знания – это информация, которую можно использовать для принятия решений в контексте конкретных практик.

Возвращаясь к примеру о погоде, зададимся вопросом, что за знание можно получить, изучая информацию с метео-сайта? Все зависит от конкретного человека и от контекста конкретных практик, заставляющих его принимать решения на основе полученной информации о погоде.

Например, человек, выходящий из дома на работу, может принять на основе этой информации решение взять с собой плащ и зонт. Собирающийся в поход возьмет с собой палатку. Строитель отменит начало разборки крыши. А умный капитан не поступит, как капитан теплохода «Булгария», и не выйдет из порта. И еще множество разнообразных вариантов.

Для бизнеса, как и для человека, знания имеют наивысшую ценность, поскольку принятие решений осуществляется именно на основании знаний, а не сырых данных или информации. Ну а от качества принимаемых решений зависит все, вплоть до гибели человека или компании.

Отсюда следует, что сбор, обработка и использование накопленных знаний о бизнесе, — это самое важное для достижения им наилучших из возможных результатов. Сказанное означает, что ВТ, помимо сбора, обработки и использования разнообразных данных и информации о бизнесе, должны включать в себя также и аналогичные операции с накопленными корпоративными знаниями. Последнее принято называть системами управления знаниями (Knowledge Management).

Как понять, чем располагает ваша компания, - только IT или уже ВТ

В свете вышесказанного, общий ответ на поставленный вопрос очевиден. Если в компании уже работает система управления знаниями, значит компания перешагнула уровень IT и использует BT .

Но как известно, хитрость обычно заключается в деталях. Как оценить, реально ли компания обладает работающей системой управления знаниями или менеджмент компании просто принимает желаемое за действительное? Чтобы ответить на этот вопрос, воспользуемся моделью Knowledge Management, разработанной нашей компанией и носящей название WHW-Cube.

Название модели связано с ее формой в виде «Кубика Рубика», пространственными осями которого являются значения от 1 до 3, соответствующие ответам на три вопроса:

• где (Where) находится источник знаний, откуда их придется извлекать?

• каким образом (How) можно получить доступ к этим знаниям?

• кто (Who) будет основным исполнителем работы по извлечению этих знаний?

Каждая ось маркируется тремя значениями: 1, 2 и 3. Т.е. по каждой из осей, как в оригинальном Кубике Рубика, располагаются по 3 маленьких кубика.

Для ответа на вопрос, каким образом (How) можно получить доступ к нужным знаниям, возможны следующие три варианта ответов:

• Структурирование

• Добыча/извлечение (Mining)

• Обогащение (Enrichment, Deliberation, Distillation)

Для ответа на вопрос, кто (Who) будет основным исполнителем работы по извлечению этих знаний, возможны следующие три варианта:

• Компьютер

• Человек

• Человек плюс компьютер

Для ответа на вопрос, где (Where) находится источник знаний, возможны три варианта:

• Электронное хранилище • Головы людей • Гибридный источник (э-хранилище плюс головы)

Таким образом, получим большой кубик, состоящий, как и кубик Рубика, из 27 маленьких. Каждый из маленьких кубиков имеет, согласно своим координатам на осях, свою маркировку от 1-1-1 до 3-3-3.

Рассмотрим несколько примеров.

Кубик с координатами 1-1-1 соответствует процессам Knowledge Management, направленным на производство знаний путем структурирования (первая 1) средствами компьютерной обработки (вторая 1) информации, находящейся в электронных хранилищах (третья 1). К этому классу, например, относятся СУБД.

Кубик с координатами 1-2-3 соответствует процессам Knowledge Management, направленным на производство знаний путем структурирования (первая 1) средствами человеческой обработки (вторая 2) информации, находящейся в головах людей и электронном хранилище (третья 3). К этому классу, например, относятся системы Wiki.

Кубик с координатами 2-1-1 соответствует процессам Knowledge Management, направленным на производство знаний путем добычи (первая 2) средствами компьютерной обработки (вторая 1) информации, находящейся в электронных хранилищах (третья 1). К этому классу, например, относятся системы Data Mining.

Кубик с координатами 3-3-1 соответствует процессам Knowledge Management, направленным на производство знаний путем обогащения (первая 3) средствами компьютерной обработки плюс участие человека (вторая 3) информации, находящейся в электронных хранилищах (третья 1). К этому классу, например, относятся все системы Visual Business Intelligence.

Кубик с координатами 2-2-2 соответствует процессам Knowledge Management, направленным на производство знаний путем добычи (первая 2) средствами обработки людьми (вторая 2) информации, находящейся в головах людей (третья 2). К этому классу, например, относятся системы Idea Management.

И наконец, кубик с координатами 3-3-2 соответствует процессам Knowledge Management, направленным на производство знаний путем обогащения (первая 3) средствами совместной обработки людьми и компьютеров (вторая 3) информации, находящейся в головах людей (третья 2). К этому классу, например, относятся системы Problem Framing и Problem Solving.

С помощью модели WHW-Cube несложно ответить на поставленный вопрос - чем располагает ваша компания, - только IT или уже ВТ. И этот ответ, как и следовало ожидать не бинарный (да/нет), а качественный:

• если в компании внедрены и работают менее трети из вышеназванных 27 типов процессов Knowledge Management, то говорить о переходе с IT к BT преждевременно;

• если в компании внедрены и работают от одной до двух третей из вышеназванных 27 типов процессов Knowledge Management, то можно говорить, что компания находится в процессе перехода с IT к BT;

• если в компании внедрены и работают более двух третей из вышеназванных 27 типов процессов Knowledge Management, то переход с IT к BT уже произошел и компания находится в стадии совершенствования своих ВТ.

Для того, чтобы сделать сайт оптимальным и постоянно совершенствовать его, мы используем файлы cookie. Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование файлов cookie. Подробнее.