Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»
Доходы компании не всегда зависят от хорошего менеджмента
Хосе Антонио Марко-Искуердо
Бенджамин Грэм, отец стоимостного инвестирования, предпочитал не общаться с топ-менеджерами тех предприятий, в которые вкладывал свои деньги, потому что предполагал, что услышит от них ровно ту информацию, которой они сочтут нужным с ним поделиться. Его талантливый ученик Уоррен Баффет утверждал примерно то же самое: «Когда руководитель с блестящей репутацией берется за компанию с плохой финансовой репутацией, то неизменной остается репутация бизнеса».
Инвесторы вроде Грэма и Баффета видели источник устойчивых возвратов по инвестициям не в менеджменте, а в «экономических рвах» — структурных и долгосрочных конкурентных преимуществах в сфере доходов или расходов того или иного предприятия. Рвы, основанные на доходах, как правило, обеспечиваются нематериальными активами (в том числе брендами и патентами), высокой стоимостью переброски инвестиций и сетевой экономикой. Рвы, основанные на стоимости, связаны с владением более дешевыми или более быстрыми процессами производства, благоприятным расположением, уникальными активами или размером предприятия. В некоторых случаях рвы позволяют компании пережить многочисленные подрывные инновации и тектонические сдвиги в своей отрасли, а их основатели становятся богатейшими в мире людьми — вспомним Билла Гейтса, Карлоса Слима, Амансио Ортегу и Ларри Эллисона.