Директор нервничает: что делать, если руководитель испытывает тревогу | Большие Идеи

・ Принятие решений
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Директор нервничает: что делать, если руководитель
испытывает тревогу

Как беспокойство начальства сказывается на делах компании: результаты исследования

Директор нервничает: что делать, если руководитель испытывает тревогу

читайте также

Как руководителю завоевать уважение

Джим Уайтхерст

Не встречайтесь с акционерами под вечер

Демерс Элизабет,  Лев Барух,  Чен Джин

Как не стать жертвой бессистемного тайм-менеджмента

Эллисон Римм

Как глобальные потрясения влияют на маркетинг в России

Ольга Павликова

Беспокойство, несомненно, сказывается на работе, но как? Ученые провели анализ влияния уровня тревожности на принятие решений топ-менеджерами.

Гендиректорам и президентам фирм разных отраслей — всего 84 топ-менеджера США и Европы — предложили рассказать о двух стратегических решениях, которые дались им труднее всего: слияние компаний, запуск нового продукта и прочее. Затем ответы проанализировали, выявляя сопряженные со сделкой эмоции — беспокойство или предвкушение выигрыша. Для более полной оценки тревожности первых лиц к эксперименту подключили членов их семей, друзей и ближайших коллег. Кроме того, были приняты во внимание история их работы, сведения о сферах деятельности и конкурентах.

Как и следовало ожидать, склонные к тревожности директора реже шли на риск: несмотря на перспективу сорвать неплохой куш, чувство тревоги уменьшало привлекательность игры по-крупному. Многое зависело от ситуации: даже мнительные директора готовы были испытать судьбу, если им казалось, что дела компании плохи. Также выяснилось, что в неблагополучных фирмах тревожные руководители нередко вводили в свою команду близких, преданных людей, которым они могли полностью доверять, — в психологии этот феномен называется социальным буфером.

Из этого можно сделать практические выводы. Совету директоров следует учитывать, что эффект буфера может затруднять контроль, так как верный «вассал» испытывающего затруднения СЕО постарается его прикрыть. Если совет директоров знает, что тревожность и нежелание рисковать руководителя идут во вред компании, можно повысить его акционерный бонус, тем самым стимулируя к риску. В то же время надо понимать, что тревожность директора — это не всегда плохо для компании. «Постоянное беспокойство может быть полезным в стабильной отрасли. Но при стремительных переменах оно губительно», — пишут авторы. 

Для того, чтобы сделать сайт оптимальным и постоянно совершенствовать его, мы используем файлы cookie. Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование файлов cookie. Подробнее.