Как дизайн-мышление помогает проводить совещания | Большие Идеи

・ Принятие решений
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как дизайн-мышление помогает
проводить совещания

Три секрета идеального совещания

Авторы: Майя Бернштейн , Рэй Рингель

Как дизайн-мышление помогает проводить совещания
DANIEL DAY/GETTY IMAGES

читайте также

Путь в профессионалы — жизнь за границей

Адам Галински,  Мэдакс Уильям,  Тадмор Кармит

Компания раздора

Ирина Пешкова

Пять правил для эффективных переговоров

Максим Карпов

Стабильность как предвестник катастроф

Александр Чулок

«Иногда, сидя на совещаниях, особенно в случаях, если я вижу не заинтересованных в происходящем людей, я рассчитываю стоимость времени сотрудников. Я подсчитал, что одно стандартное еженедельное совещание в моем бюро – это 50 людей, которые сидят в стандартном конференц-зале и выглядят одновременно скучающими и беспокойными – стоит около $177 тыс. ежегодно, и наверняка такой сценарий повторяется повсюду (в организации) сотни раз в день. Это выматывает нас и порождает цинизм. Столь многие совещания оказываются упущенными возможностями». Знакомы ли вам эти чувства, выраженные человеком, записавшимся на курс по фасилитации совещаний, который мы преподаем в Джорджтаунском университете? Если верить статистическим данным, скорее всего, знакомы:

  • организации проводят более 3 млрд совещаний каждый год;
  • менеджмент проводит 40-50% рабочего времени (или 23 часа в неделю) на совещаниях;
  • 90% участников совещаний признаются, что во время совещаний витают в облаках;
  • 73% участников признаются, что выполняют другую работу во время встреч;
  • 25% совещаний проходят в обсуждении несущественных вопросов.

В то же время правильные совещания могут быть ключевым событием для обсуждения плана действий команды или организации. Так как же наверняка проводить продуктивные, а не деструктивные встречи? Применив дизайн-мышление — концепцию, популяризированную основателем компании IDEO Дэвидом Келли и Стэнфордской школой дизайна.

Сначала дизайн-мышление применялось к физическим объектам, затем к другим продуктам, например, техническим средствам, а теперь используется в более сложных задачах в самых разных отраслях. Суть дизайн-мышления в том, чтобы поместить «пользователя» в центр опыта. Этот подход работает и при планировании совещаний.

Начните со следующего: отодвиньте в сторону свои экспертные знания и повестку дня и подумайте о людях, на которых повлияет совещание. Почувствуйте эмпатию по отношению к ним, задав три вопроса:

  1. Кто будет в зале совещаний и какие у них нужды?
  2. Кого не будет в зале, но на кого тем не менее повлияет совещание, и какие у них нужды?
  3. В какой глобальной культуре и среде вы действуете, и каковы их основные проблемы и возможности?

Свяжитесь с людьми, которые будут присутствовать на совещании, или с теми, на кого оно повлияет, и поговорите с ними – в идеале лично. Даже если вы проводите регулярные совещания с одной и той же группой людей, такие индивидуальные краткие встречи помогают вызвать доверие, выявляют скрытые проблемы и позволяют обеспечить вовлеченность людей.

Затем нужно установить границы совещания. После того, как вы внимательно слушали и наблюдали, вы захотите предложить общую цель встречи и озвучить четкие результаты, которые приведут к достижению этой цели. Рекомендуем спросить себя: «Если это совещание будет чрезвычайно успешным, что люди будут чувствовать, знать и делать?» Включите такие желаемые результаты в свою повестку, чтобы участники встречи знали, зачем они на ней присутствуют, и вместе с вами могли оценить, было ли время потрачено продуктивно. Как показывает наш опыт, люди редко тратят на это достаточно времени. Зачастую совещания заносятся в расписание без определенной цели – просто чтобы «забронировать» время – и в результате телега нередко «тянет за собой лошадь»: люди встречаются просто потому, что чувствуют себя обязанными это делать. Даже (и особенно) короткие совещания заслуживают того, чтобы у них были четкая цель и ясно изложенные желаемые результаты. Благодаря этому люди сосредоточены на задаче и ощущают, что их время проведено с пользой.

Третий этап — творчески спроектировать

встречу. Когда вы будете знать ключевой вопрос, который нужно решить, и возможный успешный исход, следует составить собственную повестку дня. Как правило, люди составляют план встречи наспех в последнюю минуту, если вообще это делают. Мы сравниваем дизайн совещаний и их проведение с навигационным приложением Waze: нужно найти ответ на вопрос, как быстрее, безопаснее и эффективнее добраться до пункта назначения. Цель первого этапа (во время которого вы общались с людьми) — понять, куда вам нужно двигаться (к примеру, на пляж, в город или в горы). Цель второго этапа — определить желаемый пункт назначения, точный адрес и местоположение. А третий этап целиком посвящен маршруту. Нужно ли вам добраться до места как можно быстрее? Нужно ли двигаться в объезд? Какой маршрут самый живописный? Есть ли такие дороги, по которым вы так много раз путешествовали в прошлом, что, возможно, их лучше избегать? На что нужно обратить внимание (проведите аналогию выбоин или дорожных пробок для вашей команды)? Именно на этом этапе мы рекомендуем людям играть. На некоторое время отвлечься от реальности и стремиться дальше своих привычных идей. Как бы выглядели ваши совещания, если бы вы добавили в них немного веселья? Можно ли начинать и заканчивать их неожиданным образом? Использовать видео, фотографии, стихи или музыку для того, чтобы способствовать появлению идей? Позволит ли это создать новые возможности для личного общения и взаимодействия? Возможно, это кажется легкомысленным, но на самом деле это чрезвычайно важно. Совещания не только дают возможность что-то сделать, но и способствуют развитию положительной командной культуры.

Наконец, проведите тест-драйв своего плана совещания, точно так же, как разработчик изделия отдает начальный прототип в руки пользователей. Когда дело касается совещаний, можно, например, поделиться с участниками черновиком повестки дня. Их реакция поможет вам заручиться большей эмпатией, сформулировать новые вопросы, проявить еще больше креатива при организации совещаний и увеличит ваши шансы на успех непосредственно на самой встрече.

Люди, применявшие дизайн-мышление в подготовке совещаний, говорят нам, что оно оказало радикальное влияние и на эффективность этих встреч, и на отношение к ним людей. Каждый описанный этап дает свои преимущества. Близкое общение помогает людям ощутить, что их слышат, и гарантирует связь между ведущими совещания и его участниками. Установление границ заставляет лидеров ставить четкие цели для каждого совещания. Воображение помогает применить большую креативность и экспериментировать. Наконец, разработка прототипа — такой простой шаг, как получение обратной связи у нескольких человек о вашем плане — дает людям почувствовать, что их ценят, делает их более ответственными на встречах и более заинтересованными в успехе совещаний.

Возможно, такая подготовка к каждому совещанию покажется обременительной, но, набравшись опыта, вы научитесь проходить эти этапы все быстрее и быстрее, и обнаружите, что небольшое вложение в начале в конечном итоге экономит значительное количество времени. Количество ваших совещаний уменьшится, а те из них, которые вы все-таки будете проводить, станут более продуктивными — и иногда даже веселыми.