О времена, о идеалы! | Большие Идеи
Стратегия
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

О времена, о идеалы!

Ранджай Гулати
О времена, о идеалы!
Иллюстрация: Gotham Greens, Julie McMahon

Многие руководители стартапов нацелены прежде всего на рост компании. И даже мечтая о том, чтобы выстроить бизнес вокруг высокой цели, они часто уверены, что не смогут себе этого позволить. По мнению венчурного капиталиста Марка Андриссена, на начальном этапе единственное, что имеет значение, — это соответствие продукта потребностям рынка. Но и после выхода на прибыль предприниматели не в силах изменить свой образ мышления. Все их последующие амбиции направлены на еще больший рост.

Однако убеждения, что стартапы должны быть одержимы только идеей быстрого развития и что подобная стратегия и стремление к высокой цели каким-то образом противоречат друг другу, ошибочны. Как считают некоторые эксперты, при создании компании осмысленность работы и четкий ответ на вопрос «зачем» особенно важны. В последние годы я все чаще наблюдаю за быстрорастущими стартапами, начиная от агрофирмы Gotham Greens и заканчивая высокотехнологичной компанией Livongo и розничным продавцом очков Warby Parker. Все они поставили перед собой высокие цели в начале пути — раньше, чем можно было бы предположить, и задолго до создания оптимального рыночного продукта. Вместо того, чтобы просто обсуждать и реализовать новую идею, лидеры уже на старте говорят и думают об идеалах. Они хотят не только получать прибыль, но и вносить вклад в решение социальных задач, среди которых — устойчивое развитие сельского хозяйства и справедливой торговли, создание лучших условий для пациентов и реформы здравоохранения, гуманизация бизнеса.

И это не просто красивые слова. Руководители таких проектов — не только возвышенные идеалисты, но одновременно прагматичные деятели, которые понимают, что высокая цель приведет к успеху. В их глазах идеализм вовсе не исключает практичного взгляда на бизнес: оба подхода являются взаимодополняющими и помогают компаниям эффективнее улучшать как свои финансовые показатели, так и жизнь на нашей планете. Эти лидеры придерживаются высоких идеалов с моральной точки зрения, а также опираются на них в стратегии и операционной деятельности.

Первое преимущество

ВЫСОКИЕ ЦЕЛИ СПОСОБСТВУЮТ РОСТУ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ АМБИЦИЙ

Стартапы часто развиваются в рискованных и сложных условиях, поэтому основателям и сотрудникам приходится принимать дерзкие и творческие решения. Большая часть проектов изначально вдохновляется оригинальной бизнес-идеей, помогающей преодолевать трудности становления. Но, помимо идеи, мотивацию людей стимулирует стремление к идеалу с опорой на личные ценности и убеждения. Моя коллега Ребекка Хендерсон заметила, что подобные двойные цели усиливают амбиции людей, побуждая их решать системные проблемы, что способствует созданию общей ценности.

В 2009 году Вирадж Пури стал сооснователем тепличного производства свежей зелени Gotham Greens. Миссия стартапа — иначе взглянуть на создание еды, «придумывая новые пути для фермерства, локального пищевого производства, сплочения сообществ и новаторства ради устойчивого будущего». Сам Пури сказал мне в интервью, что он и его партнеры-основатели с самого начала вдохновлялись высокой целью: «Мы были идеалистами. Сразу поставили задачу сделать компанию углеродно-нейтральной и развивать экологически чистую энергетику, повторно используя 100% воды для орошения». Команда хотела также улучшить жизнь местных сообществ и изменить их отношение к продуктам питания. Именно идеалистический настрой заставил ее предпринять важные и новые для нее шаги — например, расположить первую теплицу на нью-йоркской крыше (а не в сельской местности, что было бы намного дешевле). Благодаря этому компания разработала новый экологичный подход к городскому фермерству и приблизила производство пищи к горожанам.

При этом Пури и его коллеги не просто слепо следуют идеалам, «творя добро», они наращивают прибыль инвесторов. «Чтобы иметь возможность реально изменить продовольственную систему к лучшему, бизнес должен быть финансово устойчивым, — поясняет он. — Мы не хотели бесконечно брать венчурные деньги и расти любой ценой без всякой прибыли. С другой стороны, мы не собирались зависеть от грантов или работать на некоммерческой основе».

Иными словами, чтобы производство продуктов питания стало устойчивее и выгоднее для местных жителей, основателям необходимо было действовать масштабно. То есть их проект должен был приносить прибыль. И в данном случае высокая идея не уводила стартап от юнит-экономики, а сосредотачивала на ней. Gotham Greens решила, не торопясь, выходить в новые регионы, обеспечивая себе «максимально прочную “экономику четырех стен”, стабильный денежный поток и высокую прибыльность». Результатом стала процветающая компания, у которой к 2020 году было восемь тепличных комплексов, более 350 сотрудников, $130 млн привлеченных инвестиций и продажи в 40 штатах США.

Второе преимущество

ВЫСОКИЕ ЦЕЛИ ПРИВЛЕКАЮТ ЕДИНОМЫШЛЕННИКОВ

советуем прочитать

Об авторе

Ранджай Гулати (Ranjay Gulati) — профессор бизнес-администрирования в Гарвардской школе бизнеса, автор книги «Deep Purpose: The Heart and Soul of High-Performance Companies» (Harper Business, 2022).

Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать
Перестаньте контролировать сотрудников
Гэри Хэмел,  Микеле Занини
Как помогать людям методом «сделай сам»
Аталай Атасу,  Картик Рамачандран,  Цань Чжан
Бизнес за толерантность
Гройсберг Борис,  Коннолли Кэтрин