Нужна ли миссия компании? | Большие Идеи

・ Стратегия

Нужна ли
миссия компании?

Организация должна определиться, какие компетенции для нее ключевые и в чем она должна продолжать развиваться, а в чем нет.

Автор: Алексей Готсданкер

Нужна ли миссия компании?

читайте также

Шесть советов работающим родителям

Дейзи Вейдман Доулинг

Облик лидера: что одежда говорит о руководителе и его готовности к изменениям

Маркетологи в опасности

Марина Иванющенкова

В зоне риска: кто и почему выгорает на работе

Джулия Моллер,  Эмма Сеппала

Начнем, наверное, с очень модного сегодня в корпоративном мире занятия — стратегического планирования. По своей сути стратегия — это попытка проанализировать перспективы, предсказать их, спроектировать свое идеальное будущее с позиций настоящей реальности. Стоп, так это же определение классической утопии. Получается, что стратегия, если обобщенно, — это футурология, утопия, попытка путем анализа настоящего узнать будущее. Тогда что такое планирование? Планирование — это синтез, обобщение. Попытка структурировать настоящее и синтезировать на основе этого будущее. Таким образом, мы можем подразумевать под стратегическим планированием некое аналитическое обобщение? Получается оксюморон, сочетание несочетаемого (как живой труп, например).

Но почему же компании так стремятся иметь миссию, да еще и публикуют ее не только на внутренних порталах для сотрудников, но и на главной странице своего сайта? Да ровно по той же причине, по которой мы все хотим иметь смысл жизни. Осмысленность нашего существования — это наша естественная потребность. Ее можно поставить наверх пирамиды Маслоу. Когда человек сыт, находится в безопасности, когда удовлетворена большая часть его потребностей, или же, наоборот, когда разрушились его мечты и надежды и он находится в смятении, то именно в эти периоды он испытывает острую потребность в осмысленности своего существования. Но с человеком все проще. Если, например, художнику подсказать, что цель жизни состоит в том, чтобы выйти за пределы жизни, чтобы после конца его физической жизни, его творения, его идеи продолжали жить. Поможет ли это художнику улучшить производительность своей работы и самоощущение? Несомненно, да. Так же можно подсказать кому-то, что смысл жизни в том, чтобы вырастить детей, а кому-то достаточно просто понять, что смысл жизни в том, чтобы жить и ничего больше. Для компаний действуют те же законы, что и для отельных индивидуумов. Одной фирме достаточно понять, что за всеми этими красивыми миссиями, если отбросить всю шелуху, останется только одно — зарабатывать деньги, другой нужна реальная сверхзадача, нужен смысл в том, чтобы создавать инновационные продукты, которые изменят рынок, и при этом хорошо зарабатывать и развиваться.

Читайте материал по теме: От стратегии не будет проку, если не произойдут кардинальные сдвиги

Итак, со стратегическим планированием мы разобрались, с миссией тоже, а что же тогда с модной нынче темой — ключевыми компетенциями. Идея в том, что организация должна определиться, какие компетенции для нее ключевые и в чем она должна продолжать развиваться, а в чем нет. Ну, скажем, ключевой компетенцией для авиакомпании может быть обеспечение эффективных полетов: с большой загрузкой, с низкой себестоимостью и низкой аварийностью. Так не в этом ли заключаются ее конкурентные преимущества? Получается, что за словами «ключевые компетенции» мы имеем в виду «конкурентные преимущества» — то, что отличает нас от конкурентов. Естественно, очень логично выявить свои конкурентные преимущества и планомерно их развивать.

Все очень хорошо и красиво как с точки зрения теории, так и с позиций крупнейших глобальных корпораций. Компании Microsoft, Google, Apple могут долго дискутировать на тему ключевых компетенций. У меня был личный опыт, я занимался стартапом на зрелом и высококонкурентом рынке. При этом доля рынка была микроскопической, преимуществ никаких, финансовых возможностей тоже. Какие ключевые компетенции нужно было развивать? Или из этого правила нужно делать исключение. Мол, это правило для «столпов» бизнеса, а для «мелочи» оно не действует. Тогда, когда я вел этот проект, мне казалось, что невозможно создать ключевые компетенции, конкурентные преимущества, миссию и что все гораздо проще — выживать и зарабатывать деньги. Сейчас я эту мысль просто сформулирую по-другому. Ключевая компетенция такого малого бизнеса на зрелом конкурентном рынке — это собирать урожай до зернышка и уметь выживать при любых условиях. Маленький автодилер должен уметь заработать все возможные копейки с заехавшего к нему клиента — и машину продать, и в трейд-ин забрать, и должный сервис оказать. Это и будет ключевой компетенцией данного бизнеса. Хотя это и звучит как стратегия «выживать и пытаться хоть что-то при этом зарабатывать».

Читайте материал по теме: Почему Amazon регулярно пересматривает свою бизнес-модель

Отвечая на вопрос-заголовок данной статьи, думаю, что ответить нужно «Да». Компании нужна миссия, так как именно миссия дает осмысленность деятельности фирмы. Миссия в сочетании с пониманием ключевой компетенции отвечают на вопросы — почему я и зачем я? Но миссия — это не самоцель. Это не что-то сформулированное консультантами и напечатанное на всех визитках кадровиками, миссия — это то, что разделяют все сотрудники внутри организации. Это понимание смысла компании, озвученное лидером и воспринятое сотрудниками. Нужна ли стратегия компании — думаю, что нужна. Как нужны людям мечты. Люди должны мечтать, если они не будут этого делать, то они попросту теряют смысл жизни и впадают в депрессию. Но при этом не нужно конструировать утопии. Будущее неизвестно, его невозможно предугадать, и не надо пытаться сконструировать свое идеальное будущее путем стратегического планирования.

Читайте по теме: