Стратегия XXI века в четырех словах | Большие Идеи

・ Стратегия
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Стратегия XXI века в
четырех словах

У нас уже второе десятилетие нового века и прежний капитализм в него не вписывается.

Автор: Умар Хак

Стратегия XXI века в четырех словах

читайте также

Что у сотрудников на языке

Амир Голдберг,  Мэтью Корритор,  Самир Б. Шривастава

Мотивируем сотрудников в тяжелые времена

Маршалл Голдсмит

Великие предприниматели прошлого. Савва Мамонтов

Мария Макарушкина

«Мы хотим, чтобы менеджеры снова стали живыми людьми»

Джозеф Пиструи,  Димо Димов

Предсказуемо, как припев в рок-балладе: стоит мне завести разговор о добре и зле — и поднимаются крики протеста. Что это за манера вести полемику? Он опять провоцирует нас? Да разве бизнесу есть дело до зла и добра?

Ну уж нет.

Я вам всю стратегию XXI века к четырем словам сведу: меньше зла, больше добра.

Ладно, я для вас невежда и фрик. Но Адам Смит, Джереми Бентам, Джон Стюарт Милль, Фридрих Хайек — основатели современной экономической науки. Теория нравственных чувств Смита — концепция «Невидимой руки» — утилитаризм Бентама, теория свободы Милля, каталлаксия Хайека — все эти теории направлены на минимизацию зла и умножение добра. Добро и зло — фундаментальные понятия базового курса экономики.

Но мы уже озабочены поисками лучшей модели, эти же остаются в прошлом. Элементарный курс экономики рассчитан на идеальный мир, где все полностью владеют информацией, все рационально, сопротивление воздуха (как в школьных задачах по физике) равно нулю и так далее. Этот мир, как не раз уже говорилось, — утопия. Институты вчерашнего дня — свободная торговля, права собственности, ежегодные отчеты, мотивированные менеджеры — якобы способны были точно измерять и подсчитывать добро и зло. Но реальный мир не так прост, и слишком часто наша экономика работает против нас самих, зло буквально перевешивает. Доказательства? А вы посмотрите на Великую рецессию и нынешнее состояние рынков многих стран.

Итак, главный и неотложный вопрос: как создать лучшие институты, чтобы действительно минимизировать зло и максимизировать добро? И не в одних углеродных выхлопах дело. Нужно перестроить всю мировую экономику, устранить зло, открыть путь для добра.

Добро пожаловать в эпоху конструктивного капитализма! Эволюционный биолог Джаред Даймонд прямо-таки главу из учебника нам зачитывает: «В то время как некоторые виды бизнеса действительно деструктивны, другие компании стали позитивными двигателями в деле экологической безопасности». Даймонд изумился и обрадовался при виде множества организаций, бьющихся за минимизацию зла и умножение добра. Но стать «зеленым» еще не значит решить все проблемы.

Читайте материал по теме: Как переспорить Милтона Фридмана

Вот еще, например. В прошлом году я присмотрелся к Facebook* и решил, что при ведении такого бизнеса побеждает зло. Послышались вопли протеста, хорошо, зло — чересчур сильное слово, но логика моя верна. Google правильно подает рекламу с учетом конкретных потребностей пользователя, но Facebook* не обращает внимание на возрастающее обилие спама. А сегодня все твердят, что «Facebook* — зло», даже блог Gawker согласился с этим, а экономист Джейсон Калаканис об этом написал.

Огромная ошибка Facebook* не в том, как он обращается с технологиями, рекламой и приватностью. Главная беда в том, что соцсеть не пытается сократить зло и увеличить добро. В этом смысле корпорация Марка Цукерберга радикальна примерно так же, как McDonald’s. Все тот же привкус старого архетипа индустриальной эры, все та же система.

Читайте материал по теме: Александр Аузан. Как вывести экономику из комы

Большинство компаний не способны максимизировать добро и минимизировать зло, потому что не для этого их и строили. Они выросли из экономики прошлого века. Но у нас уже второе десятилетие нового века и прежний капитализм в него не вписывается. Ни одна фирма никогда не сможет выровнять баланс добра и зла до идеала, не сделает это безупречно, не может делать это непрерывно — не в утопии мы живем. Но, как убедились на собственной шкуре Facebook*, крупные СМИ, Уолл-стрит и Детройт, преимущество за теми, кто справляется с этой задачей лучше конкурентов.

Не гонитесь за совершенством. Но постарайтесь стать лучше.

Начинайте разрабатывать эту стратегию и спросите себя, что нужно сделать в вашей отрасли, чтобы добра стало больше, а зла — меньше.

Читайте по теме:

* принадлежит Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена