Ирина Ясина: «Борьба за права одних — это борьба за права всех» | Большие Идеи

・ Дело жизни

Ирина Ясина: «Борьба за права одних — это борьба за
права всех»

В 35 лет, узнав о страшном диагнозе, вскоре лишившем ее возможности ходить, экономист, журналист, правозащитник Ирина Ясина не только не отчаялась и не сбавила стремительный темп жизни, но и протянула руку помощи другим: больным, инвалидам, бесправным.

Автор: Анна Натитник

Ирина Ясина: «Борьба за права одних — это борьба за права всех»

читайте также

Товарищество на вкусах

Николай Александров

Как поддержать расстроенных сотрудников

Сара Нолл Уилсон

Какие логотипы можно назвать самыми эффективными

Аммара Махмуд,  Джонатан Луффарелли,  Мудра Мукеш

Трудно быть ботом

Юлия Фуколова

В 35 лет, узнав о страшном диагнозе, вскоре лишившем ее возможности ходить, экономист, журналист, правозащитник Ирина Ясина не только не отчаялась и не сбавила стремительный темп жизни, но и протянула руку помощи другим: больным, инвалидам, бесправным. 

HBR — Россия: Вы защищаете права инвалидов и боретесь за гражданское общество. Какое из этих дел вы назвали бы своим делом жизни?

Ясина: Это взаимосвязанные вещи. Борьба за права одних — это борьба за права всех: и оппозиции, и атеистов, и секс-меньшинств, — потому что все мы равны. Сейчас мы проходим этап развития, на котором США были в 1960–1970-е годы. Мы опаздываем, но развиваемся так же. Недавно Россия ратифицировала ООНовскую конвенцию о правах инвалидов. Теперь мы обязаны привести национальное законодательство в соответствие с мировыми стандартами.

Каковы эти стандарты?

Главное — равные права. Мы должны научиться судить виновных за то, что инвалид не смог куда-то войти, за то, что его не взяли на работу по причине инвалидности. Пока у нас нет ни штрафов, ни наказаний за дискриминацию. Хотя постепенно городская среда становится более приспособленной для инвалидов.

Но мы по-прежнему не видим инвалидов на улицах.

У инвалидов должна быть цель — ради чего выходить из дома: учеба, работа, друзья. Начинать нужно с образования: дети с ­сохранным интеллектом должны учиться в обычных школах и вузах. Они должны мечтать о великих достижениях и иметь на них шанс. Инвалиды и их родители не борются за свои права. Они не верят, что наша страна заметит конкретного человека и начнет его уважать.

Как вернуть эту веру?

Только демонстрируя положительные ­примеры. Должна измениться парадигма развития страны. Мы живем по принципу «бабы еще нарожают». Но эта концепция давно не действует: сегодня в семьях всего по 1–2 ребенка. Этих детей надо любить, уважать, давать им шанс. И надо уважать себя: человек, уважающий себя, требует соблюдения своих прав.

Мы отвыкли требовать и просить о помощи.

Надо перестраиваться. Модернизация — это не новые станки, а мозг. Просить о помощи не унизительно, наоборот — тот, кто оказывает помощь, получает большее удовольствие. Если бы мы сразу обратились за помощью к Норвегии, 118 парней с подлодки «Курск» были бы живы. Для нас человеческая жизнь — ничто; просить о помощи — ниже нашего достоинства. А в чем достоинство? Мы путаем слова «страх» и «уважение». Я бы предпочла, чтобы Россию уважали, а не боялись.

Почему вы вышли из Совета по правам ­человека? 

В знак протеста против фальсификации выбо­ров. Быть в Cовете по правам человека при президенте, которому плевать на права чело­века, неправильно. Мне было важно показать: постом, должностью дорожить не надо! Намного важнее свое честное имя. В нашей стране нет ни полиции, ни суда, ни парламента: нас ни­что не защитит, кроме нашего честного имени.

Какова роль элиты в нашем обществе?

Элита — это те, кому дано больше, чем обыкновенному человеку. С них много и спрашивается. Элита должна подавать пример, уметь сказать: «я не согласен». Людмила Улицкая, глубоко верующая христианка, сидела на процессе Pussy Riot и поддерживала их. Она не побоялась выразить свое отношение. Разговоры на кухнях ни к чему не приведут — все должно быть названо своими именами. Роль элиты еще и в том, чтобы создавать правильную моду. Удалось ведь создать моду на благотворительность. Сегодня надо создавать моду на взаимодейст­вие, на доверие к людям. Без этого ничего не изменить.