Что делают хорошие лидеры, когда приходят на смену плохим | Большие Идеи
Управление изменениями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Что делают хорошие лидеры, когда приходят на смену плохим

Эндрю Блам
Что делают хорошие лидеры, когда приходят на смену плохим
Иллюстрация: MirageC/Getty Images

Все новые руководители, занимающие должность после увольнения предшественника, сталкиваются с одной и той же проблемой: им нужно разбираться с достижениями и неудачами уходящего лидера. Если он был успешен, вас будут оценивать в сравнении с ним.

Но если вы приходите на смену плохому или неоднозначному лидеру, возможно, вам придется взять на себя ответственность за его ошибки — и одновременно разработать новую стратегию. Плохое лидерство может навредить любой организации, будь то правительство или компания из списка Fortune 500, и новым лидерам часто приходится принимать решительные меры, чтобы спасти свою компанию, — но здесь важно не выплеснуть с водой ребенка. Наконец, работать нередко приходится с разуверившимися и уставшими командами.

Даже самым опытным лидерам сложно иметь дело со всеми этими проблемами одновременно. Как коуч и консультант, я помог десяткам руководителей справиться с этой задачей. У некоторых все получалось, но я видел и сложные случаи, даже если лидеры приступали к работе с наилучшими намерениями. Впрочем, несколько базовых приемов помогут компании не только отойти от проблем неудачного руководства, но и трансформировать свою структуру и помочь всем сотрудникам достичь своего потенциала.

1. Признайте достижения прошлого лидера

Хорошие лидеры проводят границу между прошлым и будущим. Многие проводят эту границу, полностью игнорируя своего предшественника — или, еще хуже, обвиняя его во всех ошибках и проблемах компании. Это особенно соблазнительно, если у предшественника плохая репутация.

Но хорошие лидеры признают факты прошлого и понимают: каким бы плохим ни был прошлый руководитель, кое-что ему все же удалось. Скорее всего, некоторые из ваших сотрудников поддерживают прошлое руководство, и не все согласятся по вопросам о том, что пошло не так и что нужно менять. Новый руководитель должен признать все хорошее, что было сделано предшественником, но в то же время не стесняться говорить о травме и вреде, который он нанес компании.

Иногда причина расставания не слишком ужасна, но ее все равно нужно проговорить. Например, недавно я помогал большой транснациональной компании в период смены CEO. Из-за пандемии дела в компании шли не лучшим образом, в результате пришлось резко менять бизнес-стратегию. Совет директоров решил, что прошлый CEO не слишком для этого подходит.

Во время переходного периода новый CEO не переставал благодарить своего предшественника за то, как он развил компанию и к каким успехам он ее привел, — просто он хуже подходил для задач, которые придется решать в будущем.

Успешное лидерство — это поиск баланса между двумя, казалось бы, противоположными истинами. Конечно, ваш предшественник не был бездельником, но в то же время он не был (и вряд ли стал бы в дальнейшем) эффективным руководителем. Хороший лидер должен признавать оба этих факта — прямо, искренне и честно.

2. Освободите место для будущего, создав возможности для прощения

За большинством неудачных действий лидеров стоят благие намерения. Ведь иногда даже самые благонамеренные действия приводят к непредусмотренным последствиям или к прямому вреду.

Чтобы признать разницу между намерениями и результатами прошлого лидера, иногда достаточно сказать: «Я понимаю, что прошлое руководство желало для компании самого лучшего, но их методы (подход, стиль) не сработали».

советуем прочитать
Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать
Если руководитель засиделся в своем кресле, это вредит бизнесу
Канури Вамси,  Люо Сюемин,  Эндрюс Мишель