Помогут ли сотрудникам приложения для борьбы со стрессом? | Большие Идеи

・ Управление изменениями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Помогут ли сотрудникам приложения для борьбы
со стрессом?

О чем важно помнить при выборе цифровых продуктов, призванных улучшить психическое здоровье

Авторы: Джон Торус , Элена Родригес-Вилья

Помогут ли сотрудникам приложения для борьбы со стрессом?
Ljupco/rambo182/Getty Images

читайте также

В режиме нестрогой изоляции

Андрей Мовчан

Два правила конструктивной критики

Дон Норман,  Роберто Верганти

Цена отзыва: почему компаниям не всегда помогают платные отклики

Кейтлин Вулли,  Марисса Шариф

Точная оценка углеродного следа

Картик Раманна ,  Роберт Каплан

Из-за пандемии наблюдается повышенный интерес к новым эффективным способам предотвращения и лечения тревожности, депрессии и других психических заболеваний. Отделы кадров ищут новые способы поддержать сотрудников. Данные Центров по контролю и профилактике заболеваний США показывают, что особенно пострадало психическое здоровье молодого поколения и различных меньшинств.

За последние 12 месяцев наша команда исследователей в подразделении цифровой психиатрии медицинского центра Beth Israel Deaconess Medical Center, сотрудничающего с Гарвардской медицинской школой, получает все больше вопросов, связанных с цифровым психическим здоровьем, и особенно с приложениями для психического здоровья. Вот три наиболее распространенных вопроса, возникающих в разговорах с врачами, руководителями высшего звена и руководителями отделов кадров, и наши ответы, основанные на имеющемся у нас опыте в области лечения, клинических исследований и анализа отрасли.

1. Следует ли компании предоставлять доступ к приложениям для психического здоровья?

Лучшее, что вы можете предложить своим сотрудникам, — это расширенная медицинская страховка по разумной цене. Страховка должна покрывать поддержку психического здоровья, в том числе доступную индивидуальную терапию с квалифицированным специалистом. Приложения для психического здоровья сами по себе не являются равноценной заменой, поскольку на данный момент не существует доказательств, что такие решения так же эффективны, как терапия или лекарства при лечении психических заболеваний. Но они могут помочь некоторым людям лучше справляться со стрессом и симптомами тревожности и депрессии.

То есть приложения для психического здоровья следует использовать как дополнение к терапии и другим формам заботы о себе, к которым относятся физические упражнения, здоровое питание и спокойный сон. Как любая другая вспомогательная терапия, приложения не помогут справиться с первопричинами проблем с психикой, если в их основе лежат систематические факторы, связанные с токсичной культурой, оскорблениями и т. д. И прежде чем предлагать приложения, HR-менеджерам следует исключить эти факторы.

Оценить данные о полезности приложения очень непросто. Количество опубликованных исследований растет, и можно надеяться, что обоснований применения таких решений будет становиться больше, но пока научных доказательств эффективности приложений, предлагаемых работодателями своим сотрудникам, по-прежнему недостаточно. Мы обнаружили, что в большинстве случаев для таких представленных на рынке продуктов заявляемые сведения о влиянии на психологическое состояние не могут быть подкреплены научными данными. Поэтому HR-менеджерам необходимо решить, исходя из бюджета, уникального набора потребностей их рабочей силы и часто в индивидуальном порядке, достаточно ли убедительны преимущества легкого доступа и низкой стоимости, предоставляемые приложениями для психического здоровья, если они не подкреплены обширными исследованиями, подтверждающими их эффективность.

Также следует учитывать, что многие приложения для психического здоровья все чаще советуют консультанты (а не квалифицированные врачи) с целью привлечь пользователей, что должно заставить руководителей отделов кадров взять паузу. HR-менеджерам стоит выяснить, кто эти консультанты и какие профессиональные степени или другие подтверждения квалификации у них имеются. Иногда эту информацию можно получить, просто изучив сайт компании. Если это не очевидно, можно связаться с компанией напрямую или проконсультироваться со специалистом в области психического здоровья, который может оценить аккредитации и соответствующий им уровень образования.

2. Какое приложение лучше предложить сотрудникам, чтобы помочь им справиться со стрессом и тревожностью?

Несмотря на то, что приложения сами по себе не могут лечить психические расстройства, они могут предложить доступ к новым инструментам, навыкам и ресурсам, которые помогают пользователям лучше справляться со своим состоянием. Существуют сотни приложений, с помощью которых можно выполнять упражнения на осознанность, отслеживать изменения настроения, получать информацию на тему психического здоровья, навыки конкретной терапии, биологической обратной связи и т. д. Каждое может быть потенциально полезно в борьбе со стрессом, негативными мыслями или даже зависимостями. Но мы не думаем, что существует одно-единственное лучшее приложение для всех, и советуем HR-специалистам искать решения, удовлетворяющие конкретные потребности сотрудников.

Мы избегаем списков «10 лучших приложений»: они составляются на основе субъективных представлений, да и приложения слишком быстро обновляются и даже полностью меняются. Мы видели множество публикаций обзоров больше не работающих приложений и даже обнаружили, что 28% программ, рекомендуемых студентам колледжами больше недоступны для скачивания. Практическое правило, выведенное нашей командой, гласит, что, если рейтингу больше шести месяцев, проходите мимо и пропускайте все, что найдете в этом списке или на сайте.

Мы также хотим предостеречь от оценки приложений на основе количества скачиваний, количества звезд или рекламы. Приложения могут быть самыми популярными или хорошо известными, но это не всегда означает, что их можно считать наиболее эффективными инструментами.

Специалистам по управлению кадрами следует смотреть глубже и задавать неприятные вопросы: что на рабочем месте может усиливать стресс и тревожность? Что это означает для психического здоровья сотрудников и какие ресурсы необходимы им, чтобы справиться? Если сотрудники работают без четкого графика, то будет полезно приложение, напоминающее о сне, однако в случае выгорания важнее, чтобы у сотрудников была возможность поговорить с квалифицированным психотерапевтом.

Чтобы помочь HR-менеджерам разобраться в растущем числе приложений и найти лучшее, соответствующее конкретным потребностям сотрудников, наша команда создала и поддерживает основанный на доказательствах, бесплатный онлайн-ресурс, M-Health Index and Navigation Database, финансируемый фондом Argosy Foundation. База данных содержит информацию о более чем 400 приложениях, классифицированных по 105 признакам, включая затраты, спектр применения по видам расстройств, функциональность, свойства, доказательства, вовлеченность и конфиденциальность.

3. Как оценить экономическое воздействие цифрового продукта для психического здоровья?

Мы знаем, что психическое здоровье обходится дорого, и предотвращение и лечение психических заболеваний дает эффект. Многие сайты, предлагающие приложения по улучшению психического здоровья, заявляют о рентабельности инвестиций и экономии, что должно привлечь HR-менеджеров. Но в отсутствие конкретных цифр (пока), указывающих на экономическую эффективность цифровых инструментов для психического здоровья, мы рекомендуем HR-менеджерам рассмотреть четыре типа данных и оценить потенциальную экономию.

Во-первых, менеджерам следует оценить затраты в связи с расстройствами (например, потерю производительности) на сотрудника. Во-вторых, стоит запросить данные о вовлеченности, чтобы узнать средний процент пользователей, продолжающих использовать приложение через две недели после установки. Эта информация редко бывает в открытом доступе, но она крайне важна: исследования показывают, что через две недели уровень вовлеченности может снизиться до 5%. В-третьих, менеджерам следует поинтересоваться у компании данными о положительном воздействии приложения на психическое здоровье в процентах сокращения симптомов. В-четвертых, менеджерам следует найти данные о длительности периода (части года), в течение которого будет сохраняться устойчивый эффект от использования приложения.

Произведение этих четырех цифр показывает потенциальный экономический эффект от использования приложения в пересчете на одного сотрудника в год. Например, если умножить $5 тыс. (оценка потери производительности) на 25% (снижение показателей депрессии) на три месяца эффекта (25% года), то получится приблизительно $312 в год. Но если вовлеченность составляет 5%, то, умножив $312 на 5%, мы получим приблизительно $16. Подробности модели и простые расчеты можно найти в этой опубликованной работе. В процессе поиска ответов на эти вопросы и сбора необходимых данных менеджеры одновременно узнают о потребностях своих сотрудников и о том, как цифровые инструменты для психического здоровья могут или не могут помочь им.

Поскольку нам пока не встречались приложения, гарантирующие удовлетворенность или результаты, менеджерам следует запросить критерии результатов и требовать от компаний ответственности за их предоставление. У лучших приложений результаты говорят сами за себя, и их будут готовы предъявить. Рынок становится более зрелым и компании объединяются, и HR-менеджеры скоро смогут выбирать пакеты решений, соответствующие их параметрам, и предлагать работодателям комплекты цифровых инструментов.

Решения, связанные с цифровыми продуктами для психического здоровья сотрудников, должны основываться не на маркетинге или популярности, а на доказательствах, вовлеченности пользователей и категориях терапевтов, имеющих к ним отношение. За исключением приложений, предлагающих синхронную связь (то есть видео- или телефонный звонок) с квалифицированным психотерапевтом или психиатром, их следует использовать только в дополнение к лечению доказанными методами, а не вместо них. И выбирая эти цифровые продукты, HR-менеджеры должны стремиться выявить конкретные потребности сотрудников и найти наиболее соответствующие им приложения.

Об авторах

Джон Торус (John Torous) — преподаватель Гарвардской медицинской школы и директор подразделения цифровой психиатрии медицинского центра Beth Israel Deaconess Medical Center, дипломированный врач (MD).

Элена Родригес-Вилья (Elena Rodriguez-Villa) возглавляет глобальные исследования в подразделении цифровой психиатрии медицинского центра Beth Israel Deaconess Medical Center. Ранее работала консультантом по цифровой трансформации в IBM.