У них есть ноу-хау | Большие Идеи

・ Управление изменениями

У них
есть ноу-хау

У них есть ноу-хау

читайте также

Нетворкинг в эпоху COVID-19: три приема, которые вам помогут

Алиса Кон,  Дори Кларк

Что нужно знать об истории России ХХ века

Мариэтта Чудакова

Четыре шага для автономной работы сотрудников

Дебора Анкона,  Кейт Айзекс

Цифровое хозяйство

Басов Максим

В 2006 ГОДУ ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ассоциации венчурного инвестирования Кирилл Дмитриев оценил годовой объем венчурных инвестиций в России всего в $300 млн. Желающих вкладывать в новые идеи немного, и объяснений тому предостаточно. Одна из причин кроется в том, что развивать прорывной продукт — рискованное и непредсказуемое мероприятие. А положительных примеров перед глазами нет — пока нет у нас своих Гейтсов и Эллисонов.

Старший редактор «HBR — Россия» Дмитрий Фалалеев встретился с теми, кто рискнул взяться за ноу-хау. Пять инно-ваторов рассказали о своих успехах и неудачах.

В 2000 году создатель «Инвайта» и «Быстрова» Сергей Выходцев нашел в Карелии древний рецепт закваски овса. С ним бизнесмен решил выйти на мировой рынок. Он свернул другие проекты и стал развивать биоовсяный продукт Velle.

В 1999 году студенты-бауманцы Артем Юхин и Андрей Климов разработали метод трехмерного распознавания лица. Партнеры сумели привлечь $30 млн и переехали в Кремниевую долину. После долгих перипетий в 2006 году Артем с Андреем покинули свое детище.

В 90-х «Руян» создавала успешные брэнды: «Раптор», «Москитол», Salton. Но у главы компании Александра Кравцова родилась самобытная концепция: производство историй как бизнес. Результат: «Руян» ушла с привычного рынка и запустила ряд нетривиальных проектов (например, сеть магазинов «Экспедиция»).

В свое время компания «Элвис Плюс» Александра Галиц-кого сделала несколько инноваций для Sun. Но у русских остались идеи и для себя. Зарегистрировав в Голландии компанию TrustWorks, они предложили корпорациям технологию электронной защиты. Кризис 2001 года не лучшим образом сказался на бизнесе, и Александр продал свою долю. Сейчас он развивает новые инновационные проекты.

Познакомившись с изобретателями уникального плазменного сварочного аппарата, Сергей Гулов и Аркадий Мелентьев выкупили у них патент, вышли из нефтетрейдерского бизнеса и полностью сосредоточились на ноу-хау. Предприниматели посчитали, что смогут покорить Запад. Совсем скоро станет ясно, что из этого выйдет.

Как рождается прорывная идея? Как ее не похоронить? С какими трудностями сталкивается ноу-хау и как их преодолевать? Этого не пишут в учебниках. Пусть об этом расскажут сами инноваторы.

Инновация: первый массовый биоовсяный продукт

В 2001 ГОДУ КОМПАНИЯ «БЫСТРОВ» получила заказ от МКС — разработать рацион питания космонавта. Выполняя его, мы столкнулись с новой для нас областью — биотехнологиями. Я слышал о пробиотических напитках: выпиваешь маленькую бутылочку, а в ней доза бактерий на день. Уже тогда этот рынок «стоил» $6 млрд. Все, что я узнал, вникая в суть вопроса, оказалось для меня интересным, но конкретных идей на этот счет не возникло.

Я жил и работал в Питере и регулярно отдыхал в Карелии. Однажды местные жители напоили меня каким-то напитком с молочным вкусом. «Это велле, — сказали они. — Заквашенный овес». Как оказалось, в нем не было ни капли молока. Напиток мне понравился, и я прихватил домой целую банку.

Первым делом я показал его ученым из нашей лаборатории. Они очень удивились, когда узнали, что в нем нет молока. Я рассказал историю велле, дал рецепт и попросил принять «микрозаказ для босса». Тут начались сложности. Овес не хотел кваситься. Индустриальные закваски превращали его в кислятину, опасную для здоровья. Пришлось вернуться в Карелию к бабушкам — за закваской.

Я пил велле утром, жене и детям волей-неволей пришлось последовать моему примеру. Постепенно родственники распробовали напиток и стали заказывать маленькие партии: для соседа, подруги. Продукт начал «продавать» себя — «внутрисемейный рынок» стремительно рос. Я вообще сторонник метода «опробуй на себе, прежде чем предлагать другим». Так было и с кашей «Быстров».

Однажды ребята из лаборатории сказали: «Босс, нужен дополнительный ферментатор, мы не справляемся с твоими заказами». Вот тут-то все соединилось у меня в голове: миллиардный рынок пробиотиков, наши эксперименты с овсом. Я понял: все, чем мы занимались, — мелочи по сравнению с тем, что может дать велле. С одной стороны, он вкусный, с другой — полезный. А самое главное — немолочного происхождения. Рынок молока занят мировыми гигантами, конкурировать с ними бесполезно. К тому же всем давно понятно, что то молоко, которое продается в супермаркетах, и деревенское молоко — абсолютно разные вещи. Именно поэтому рынок полезных напитков со вкусом молока растет на 20% в год. Прогрессивные люди переключаются на обогащенные сою, рис, пробиотики. А у нас совершенно новый продукт!

Я принял решение: будем заниматься велле. Это был сентябрь 2004 года — к тому времени он жил у меня в холодильнике три года. У нас уже были локальные брэнды, был национальный «Быстров». Размениваться на что-то похожее не хотелось — я задумал международный брэнд. Пришлось полностью свернуть все проекты и продать часть акций «Быстрова», чтобы сосредоточиться на велле. С этого началась история компании Velle.

По условиям контракта я не мог забрать с собой топ-менеджеров. Но все же с командой у меня проблем не было. В «Быстрове», а до этого и в других проектах я всегда создавал «скамейку запасных». Это была группа молодых и талантливых менеджеров среднего звена, которым я уделял много внимания. Новых собственников эти люди не интересовали, поэтому я спокойно переводил их с собой на новый проект, не нарушая договоренностей.

Мы должны были превратить лабораторный образец в прототип, затем в бета-версию, а потом запатентовать. Дни и ночи напролет мы проводили в лаборатории. У большинства моих ребят кандидатские и докторские степени в медицине и технике, так что часть работ выполняли сами. Я всегда набирал многопрофильных специалистов: если занимаешься инновациями, иначе нельзя. Но что-то, конечно, приходилось делать на стороне: глупо было тратить несколько миллионов долларов на микроскоп, который понадобится один-единственный раз. Мы сотрудничали с несколькими лабораториями: Хельсинкского университета, НИИ особо чистых биопрепаратов в Питере и др.

Наконец, в сентябре 2005 года мы получили бета-версию. И тут чуть не произошла трагедия. Ночью установка взорвалась: парень, который должен был следить за ней, уснул. Утром мы обнаружили его без сознания, все стены и потолок были в велле. Пришлось покупать новую установку, которая обошлась в полтора раза дороже — случай показал, что производство в России надо по максимуму автоматизировать. Зато теперь на агрегате можно хоть плясать. Над брэндом мы голову не ломали: велле исконное карельское, хотя и давно забытое название. Карелов всего 13 тысяч человек, но пришлось убеждать патентную службу, что слово не общеупотребимое. Мы потратили на это кучу времени — целый год — и денег. Получив все документы и разрешения, в декабре 2005 года встали на полки российских супермаркетов. Мы продавали велле целый год — я прекрасно понимал: пока нет нормального потока наличности, об инвесторах нечего и думать.

А инвестиции требовались серьезные — десятки миллионов долларов. На первом этапе я вкладывал собственные деньги. Но дальше начинались риски, на которые я идти не хотел. Если проект стоящий, подумал я, найдутся люди, которые присоединятся. Но если в него верю только я, то шансов у него немного. Искать инвесторов мы отправились на Запад — убежден, что в России нет «ангелов». Мы провели европейские клинические испытания, у нас были патенты и готовая технология, что очень важно. Ведь с инновацией очень часто происходит так: сегодня сделал — получилось, завтра начинаешь делать — не получается. Почему — неясно. А у нас был фактически готовый проект, нужны были деньги на международную маркетинговую кампанию. И все равно инвесторы говорили «нет» в девяти случаях из десяти. Что ж, между бредом и инновацией очень тонкая грань, если ты сам не находишься в гуще событий. Но в конце концов я нашел крупный фонд, специализирующийся на биотехнологиях. Этих людей не пришлось уговаривать, потому что они понимают рынок биотехнологий.

То, что проект стартовал и успешно развивается, — заслуга коллектива. Я с детства рос в дворовых компаниях, а начав заниматься бизнесом, уже сам стал взращивать команду. Минимум раз в год я беру лучших, и мы отправляемся в экстремальное путешествие: Архангельск, Гималаи, Килиманджаро. Испытания сплачивают людей, парни учат друг друга и учатся друг у друга. Для меня важно, что тут проявляются все недостатки и достоинства человека. Это дает пищу для размышлений. Конечно, командные выезды не ноу-хау, но, с другой стороны, поднимать дух едут в основном в Турцию или Египет, а не на Байкал. В Velle есть и своя технология отбора сотрудников. Но распространяться о ней я бы не хотел. Могу только сказать, что мы ищем открытых людей, которым будет интересно работать с инновационным продуктом. Ну и, конечно, они должны разделять наш образ жизни.

Продвижением на Западе занимается наш партнер, а Россию мы взяли на себя. Перспективы здесь я с самого начала оценил пессимистично: наша аудитория еще не доросла до велле. Но даже несмотря на это, сейчас мы заметно опережаем бизнес-план. Летом 2007 года откроется европейский офис Velle, а к осени — новый завод, целиком рассчитанный на Европу.

Инновация: компания по производству историй

В 1990-Х МЫ ПРОИЗВОДИЛИ и продавали бытовую химию. Наша команда запустила несколько успешных брэндов и комфортно чувствовала себя на рынке.

Примерно в 2000 году у нас родилась смелая теория. Первично не материальное производство, а производство информации об ингредиентах продуктов и грамотное продюсирование их создания. Брэндинг в мире устроен не так, как должен. Люди делают легкие сигареты, потом придумывают историю с ковбоями и перепозиционируют продукт. Но модель «сначала продукт, потом история» ошибочна, все надо делать наоборот. Вот только историю нужно не придумать, а прожить: легенда приобретает особенную достоверность, если в нее упало несколько капель человеческой крови. Мы подумали: что если сделать серийное производство историй локомотивом развития? А уж в какие конкретно проекты это выльется, вопрос второй. Если история честно прожита и красиво рассказана, продукт почти обречен на успех. По крайней мере, у своей целевой аудитории.

С этой идеей в голове мы запустили первый ресторан северной кухни «Экспедиция». Выбор формата не случаен — мы всегда были ищущей компанией: много путешествовали, искали по миру интересные ходы. Бизнес стал для нас экспедицией, способом провести жизнь, а не только обогатиться.

Разумеется, наш ресторан начался с истории. Мы сразу определили «Экспедицию» как заведение, в котором персонал сам заготавливает все продукты. Честность оказалась недешевым удовольствием. Когда шеф-повар летит во Владивосток за медведками, а официант едет за березовым соком в Тверь, это дорогого стоит. Впрочем, если история эффектна, цена теряет первостепенное значение и уже не так важна. В дальнейшем мы только утверждались в своем мнении.

Я хорошо понимал, что мы не должны идти по пути российских рестораторов. Ориентиром были итальянцы. Любой сотрудник итальянского заведения стоит пятерых российского. Где-нибудь в Риме, в пиццерии на восемьдесят мест работают восемь человек, в Москве при прочих равных — 30—40. Проблема решалась просто. Во-первых, мы брали людей без опыта работы в ресторанном бизнесе (не считая повара). Во-вторых, каждый из них был «человеком-оркестром». Работая целый день официантом или бухгалтером, человек рано или поздно устает от этого. В «Экспедиции» он занимается десятью разными делами, поэтому живее, подвижнее, больше мотивирован. Наш опыт показывает, что и норма прибыли у него больше. Но в целом «Руян» столкнулся с обычными для стартапа трудностями: помещение, кухня, менеджмент. Буквально через три месяца ресторан вышел на рентабельность, а в течение года окупился.

К этому моменту концепция «производство историй» окончательно сформировалась. Ключевую роль сыграл проект «Экспедиция-Трофи». Эта гонка из Мурманска во Владивосток стала огромным испытанием. Но у рассказанной нами истории был такой успех, что спустя какое-то время мы приняли решение совсем уйти с рынка бытовой химии.

В 2003 году мы открыли первый магазин образа жизни «Экспедиция» и получили площадку для реализации историй. Мы запустили кучу продуктов, и почти у каждого есть легенда, которая родилась задолго до него самого. Вот только один пример. Давным-давно на Чукотке потерпела крушение японская шхуна. Нашедшие ее чукчи наделали из обшивки ножей. Отличная история! Так вот, такие ножи продаются у нас. А еще унты, куртки, варежки и много других вещей. Хотя их под нашим управлением производят разные компании, создатели все-таки мы. Сделать нож могут многие, а вот рассказать историю и придумать дизайн — нет.

Очень много историй дает нам «Экспедиция-Трофи», которую мы сделали регулярным событием.

Все идеи заносятся в «библиотеку». Раньше мы хранили там лучшие каталоги, образцы упаковок и т.д. Сейчас это библиотека идей. В управляющей компании работает отдел, который отвечает за архивацию контента. Туда может обратиться любой сотрудник. Если у него есть интересная история, ее запишут, снабдят видеоматериалом и положат на полку. Очень скоро она может лечь в основу нового продукта.

Легенда увеличивает стоимость товара — взять хотя бы «чукотские ножи» или медведок из Владивостока. Но создание истории и не может быть дешевым — наша аудитория прекрасно это понимает. Покупатель получает не просто меховую шапку, нож или футболку, а продукт с яркой и интересной историей, и ему не жалко на это денег.

Другое наше ноу-хау — подход к неймингу. Я считаю, что соотношение цена — качество играет не такую существенную роль, как раньше, зачастую главное то, как товар называется. Кто-то пользуется этим неосознанно, а мы — вполне целенаправленно. Взять хотя бы наш «Набор для выживания столичной стервы». По сути, неважно, из чего он состоит, покупателя привлекает само название. Мы продаем концентрированную эмоцию. Есть и антипримеры. Спасательный трос «Не отрывайся от коллектива» у нас не пошел только из-за названия и дизайна упаковки. Первый вариант был гораздо мощнее — «Не бросай друга». Но мы сами сбили людей с толку — непонятно было, то ли это подарок, то ли снаряжение. Я уверен: если бы дизайн упаковки был несколько иным, а фраза на ней поярче, трос отлично бы продавался. Лучшее подтверждение нашей правоты — розничная статистика: совершенно одинаковые по качеству и цвету футболки с разными надписями продаются по-разному.

Путешествуя, мы подмечаем интересные ходы и стараемся найти им применение. Очень много нам дало изучение пчел. Каждая их популяция — высокоорганизованная, эффективная система. Пчелы никогда не строят ульи высотой сто метров и производительностью двести тысяч тонн меда. Хотя могли бы. Когда улей становится слишком большим, пчелы создают новый. Так эти насекомые сохраняют целостность и гибкость. Мы тоже не даем разрастаться компании. Только в одной бизнес-единице у нас работает больше шестнадцати человек, и даже этим я недоволен.

Компания состоит из полутора десятков бизнес-единиц, которые мы называем ульями. Магазины — первый, ресторан — другой, управляющая компания — третий и т.д. Каждый улей — полусамостоятельная организация, со своим бюджетом и директором. Улей «управляющая компания» определяет стратегию и корпоративную культуру. Получается, что единого коллектива как такового у нас нет, есть совокупность коллективов. Отношения между ульями регламентированы, но главное — атмосфера в каждом. Еще «Экспедиция» хороша тем, что мы берем сотрудников с собой в путешествия. В экстремальных условиях люди раскрываются. Мероприятий у нас много, так что такую возможность получают все.

В 2005 году два наших первых магазина вышли на хороший финансовый результат. Мы прожили эту историю и сочли себя вправе развивать сеть и предлагать франшизу другим. За полтора года мы довели число точек до ста с лишним. Оборот компании в этом году должен составить более $80 млн.

Инновация: метод трехмерного распознавания лица

В 1998 ГОДУ Я, МОЙ ДРУГ (а позднее и партнер) Андрей Климов и еще несколько студентов Бауманского университета создали инициативную группу по изучению трехмерного зрения роботов.

Зрение человека трехмерно и динамично, мы получаем с его помощью 95% информации о мире. Так же и роботы: чтобы распознавать трехмерный объект, им недостаточно двухмерных картинок с фото- или видеокамеры. И мы разработали уникальный метод съемки трехмерных поверхностей в реальном времени. По сути, сделали трехмерную видеокамеру.

Вскоре наша группа переросла в компанию A4Lab. Мы создавали системы трехмерного зрения для практических нужд: контроля поверхностей деталей на производстве или износа железнодорожного полотна. Другим направлением была медицина: трехмерные сканеры для ортопедии, пластической хирургии и диетологии. Клиентами были и частные компании, и государственные структуры. За счет этих заказов мы развивались. Но проектов было много, а нас — всего-то человек двадцать. Постепенно мы поняли: нужно выбрать какое-то одно направление.

В 2000 году я защитил дипломную работу, в которой впервые предложил использовать трехмерное зрение для распознавания личности. На этой идее мы и решили сосредоточиться.

Научить компьютер узнавать человека по фотографии — классическая задача, над которой ученые бились не одно десятилетие. Все методы были довольно сложными, дорогими и не очень точными. А самое главное — неприменимыми на практике. Двухмерного зрения было недостаточно.

Мы нашли решение: снимали данные не с фотографии, а с гораздо более информативной поверхности лица.

На реализацию технологии нам не хватило бы собственных средств. Нужны были партнеры. К тому моменту мы прочитали кучу литературы по венчурному инвестированию и внимательно изучили истории успеха Intel, Apple и eBay. Нам было интересно, как находят инвестиции в инновационный бизнес.

Разбив мир на зоны — Европа, Азия, Северная Америка, — мы составили список венчурных фондов, из которого последовательно вычеркнули инвесторов в биотек, медицину, сельское хозяйство. Оставшимся стали рассылать презентацию. Первым откликнулся итальянский венчурный фонд MyQube: его представители сообщили, что едут в Москву. Оставалось всего две недели, чтобы сделать прототип — мы

не успевали. Помню, я встречал в аэропорту итальянцев, а сам каждые полчаса звонил Андрею: «Готово?» «Еще нет», — неизменно отвечал он. К счастью, нам удалось запустить и показать прототип. Это был недорогой сканер размером не больше видеокамеры. Мы посчитали, что прибор заинтересует производителей систем безопасности. Представители MyQube внимательно выслушали нас… и пропали.

Весь следующий год мы мотались по венчурным фондам. Франция, США, Япония, Южная Корея... Команда A4Lab сидела в Москве на небольших проектах.

Неожиданно материализовался MyQube. Оказалось, мы «пострадали» из-за своей принципиальности. Решив быть честными, указали в презентации всех потенциальных конкурентов. Идея инвестировать в Россию не привлекала фонд, поэтому они начали обзванивать компании из нашего списка. Объехав всех, итальянцы вернулись и признались, что ничего похожего на наш прототип не видели. MyQube согласился вложить $2 млн.

В ресторанном бизнесе есть аксиома: расположение, расположение и еще раз расположение. В hi-tech ту же роль играет команда. У нас был сплоченный коллектив, и это помогло инвестору принять решение. Люди в A4Lab получали удовольствие от работы, от осознания того, какую идею задумали. Мотиватором была сама инновация. В компании никогда не было интриг, лести, зависти. Мы были семьей: ездили на шашлыки, многие ребята вместе снимали квартиры. A4Lab принадлежала всем, и каждый знал это. С приходом MyQube в этом смысле мало что изменилось.

В 2001 году мы зарегистрировали в Швейцарии компанию A4Vision с инженерным подразделением в Москве — это было нашим условием. Инвесторы определяли стратегию развития бизнеса, мы — стратегию развития технологии. Направление было очевидно: системы безопасности.

Буквально через полгода в ИТ-индустрии случился глобальный кризис. MyQube выдвинул условие: мы должны найти соинвестора или они прекращают финансирование. Я поступил алогично — отправился вопреки всему в Америку. Это самый большой рынок, центр венчурного капитализма, там понимают в технологиях. Я обошел кучу богатых старичков, встречался со всевозможными «Бандами ангелов». Как только люди слышали: «Я из России, занимаюсь распознаванием лица» — они теряли к разговору интерес.

Мне удалось выйти на компанию Logitech. Мы сделали для нее программу «виртуальный оператор», которая разошлась тиражом 6 млн. Так мы получили первую прибыль, а Logitech решила в нас вложиться. Это очень правильная схема: сделать будущего инвестора клиентом и заинтересовать технологией. В этом смысл «умных денег». Рынок воспринял это как знак: в самый разгар кризиса инвестировали не какие-нибудь мечтатели, венчурные капиталисты, а реальная компания. Мы сразу же получили предложения — от Motorola, Ларри Эллисона и других — и привлекли в общей сложности $30 млн.

Перед тем как осваивать американский рынок, я предложил партнерам войти в Комитет по стандартам в области биометрии при ANSI и стандартизировать трехмерное распознавание лица. Сначала они отнеслись к этой мысли скептически: опасались, что, раскрыв ноу-хау, мы подставимся. Но я считал иначе: лучше открыть рынок конкурентам, чем похоронить идею. В Комитете есть и индусы, и англичане, и китайцы. Хочешь выйти на американский рынок — продвигай стандарты. В России этого пока не понимают.

Конечно, никому не известного русского парня не стали бы слушать, но я попросил подписаться под письмом наших партнеров и инвесторов. В ANSI сразу попытались остудить мой пыл. «Так быстро дела здесь не делаются», — сказали мне. «Распознавание по отпечаткам пальцев использовали в Древнем Китае больше двух тысяч лет назад, а вы до сих пор так и не ввели единого стандарта, — ответил я. — У меня столько времени нет».

В 2006 году ANSI опубликовал стандарт трехмерной биометрики (совсем скоро то же самое сделает ISO). Придуманная нами технология стала международным стандартом, а сам метод трехмерного распознавания лица — третьей «большой биометрикой». Наши устройства используют во всем мире: в банках, аэропортах, на заводах и атомных электростанциях. Мы получили множество наград за лучший инновационный продукт, в 2005 году я стал человеком года в области систем безопасности. Это стало логическим завершением истории, и в том же году я покинул A4Vision, чуть позже ушел Андрей Климов. Мы довели свое изобретение до стадии всемирного признания, и нам хотелось заняться другими проектами.

Не так давно я сам пополнил ряды инвесторов, став вице-президентом «Тройки Диалог» по венчурному финансированию. Кроме того, мы с Андреем теперь и частные инвесторы — на свои деньги создали компанию Artec Group. Основная специализация — 3D-технологии, но кроме трехмерного распознавания мы разрабатываем системы трехмерного зрения: для медицины и киноиндустрии, для навигации роботов. После того как A4Vision была продана, наша старая добрая команда вернулась к нам. Она была причиной прошлого успеха, станет и залогом будущего.

Инновация: технология защиты бизнеса от электронного вторжения

В 1993 ГОДУ SUN MICROSYSTEMS купила 10% акций нашей компании ELVIS+. Мы стали сотрудничать с американцами — делали для корпорации самые разные разработки. В первой половине 1990-х я, можно сказать, жил в самолете, курсировавшем между Москвой и Кремниевой долиной.

Особенно тесные отношения сложились у нас с инновационным подразделением Sun, которое возглавлял нынешний гендиректор Google Эрик Шмидт. Благодаря этому мы с ребятами всегда были в гуще событий: нас звали на планерки, с нами что-то обсуждали. Трудно придумать более благодатную для инноваций среду. Мы сделали несколько интересных проектов (например, одни из первых в мире реализовали WiFi в PC-карте). Самой успешной стала технология безопасного соединения между Windows-машинами в сети (так называемые VPN и FireWall). По тем временам идея была революционной: с нами встретился даже Билл Гейтс. Продав права на свои продукты дочерней компании Sun — Sun Screen E+, мы стали думать, как развить свое ноу-хау в области информационной безопасности.

Интернет-технологии превращались в часть бизнеса. Это неминуемо изменяло бизнес-модели, и корпоративные сети становились все более уязвимыми для внешних атак. Как обеспечить управляемость информационной безопасности, не снижая эффективности бизнеса? Понятно, что лучше всех бизнес-процессы знает не системный администратор или ИТ-директор, а гендиректор. Вот только он ничего не понимает в технологиях. Мы придумали решение, которое переводило бы бизнес-процессы на язык управления средствами информационной безопасности: FireWall, VPN и т.д. Предприниматель смог сам строить защиту компании, учитывая ее потребности и специфику. Новаторская по тем временам идея.

Найти инвестиции было несложно. Сотрудничество с Sun и наш успех на мировом рынке с ELVIS+ не прошли даром: инвесторы ходили за мной по пятам. В 1998 году мы готовы были стартовать, но тут возникла проблема. Я не мог выехать из России: не давали новый иностранный паспорт. Моя работа в США, а может, прошлая госслужба вызвали у чиновников много вопросов. Еще с полгода я оставался невыездным.

Но в 1998 году мы все-таки зарегистрировали в Голландии компанию TrustWorks Systems. Почему не в США? Security и сегодня специфическая сфера, а тогда она была под контролем правительств. Чтобы открыть бизнес в Америке, мне скорее всего пришлось бы отказываться от российского гражданства. Рынки продаж TrustWorks попали бы под контроль США. Но главное — мы не смогли бы использовать свою команду русских инженеров. Так что выбор пал на Голландию — самое благоприятное место в Европе для венчурных проектов, особенно в области безопасности.

Организовать бизнес на Западе проще, чем в России: были бы деньги, препоны никто не будет ставить. К тому же у нас был кое-какой авторитет — рынок знал нас по работе с Sun.

Мы открыли офисы продаж во Франции, Англии, США и Швейцарии, а разработками занимались в России. Это классическая модель для локального игрока, нацелившегося на мировой рынок.

В такой тонкой сфере, как security, наше происхождение было минусом. С одной стороны, люди восхищались: русские парни смогли придумать что-то интересное! С другой, у всех были сомнения: честны ли мы, не связаны ли со спецслужбами? Приходилось тратить на все вдвое больше сил и времени.

Вероятно, это прозвучит странно, но важно не твое ноу-хау, а то, как ты донесешь его. До технической стороны вопроса никому нет дела. Покупатель думает лишь о том, сколько денег принесет или сэкономит ему продукт. Мы упростили свое изобретение как могли. И благодаря этому не только привлекли клиентов, но и удержали их. Удобство и сервис интересовали их гораздо больше, чем уникальность.

Но прежде чем начать продажи, мы устроили для корпораций серию семинаров. Дальнейшие события показали, что это было очень правильным решением.

В России в то время почти не было грамотных продакт- и продакт-маркетинг-менеджеров (это и сегодня проблема нашего софтверного бизнеса). Люди просто не понимали, какой продукт хотят видеть на Западе. Но даже это была не самая большая сложность. Я столкнулся с проблемой психологического свойства. Толковые технари уверены, что лучше всех знают, что нужно клиенту: «Ну чего с ним разговаривать? Я сам сделаю и дам то, что ему нужно». Признаться, я и сам был таким, поэтому ломать стереотип нам пришлось вместе. Как известно, есть два типа управления. Первый — авторитарный. Мощный лидер вроде Стива Джобса говорит: это должно быть только так, а если кто не согласен — до свидания. Но лично мне ближе второй, демократичный тип. Я не стал долбить ребят и попытался повлиять на них исподволь. Мы начали отправлять их на клиентские семинары. Наши менеджеры услышали мнение другой стороны, и это сработало. Потребители тоже постепенно научились нам доверять. Они приезжали в офис, где могли пообщаться не только с продавцами, но и с теми, кто пашет в «поле». Первыми клиентами стали компании из Швейцарии, Англии и Штатов. Большой интерес к безопасности проявило швейцарское правительство, которое очень не хотело зависеть от американских вендоров.

Дела пошли хорошо, и мы привлекли еще несколько инвеcторов. В основном это были фонды и «ангелы» — пускать стратегического инвестора было бы неправильно. Занимаясь безопасностью, нельзя окрашиваться в чей-то цвет.

Еще в 1999 году у меня возникла интересная мысль: что если открыть исходный код наших исполнительных агентов управления безопасности (программы — Прим. ред.), а сами агенты распространять бесплатно? То есть продавать только платформу управления и сервис. Тогда каждый увидел бы: у нас нет закладок, мы честны. По идее, это стало бы мощным импульсом для бизнеса. Пресса и аналитики восприняли новость на ура. К нам тут же выстроилась очередь из потребителей и инвесторов. Но примерно в это же время я утратил контроль над компанией. Мы взяли нового гендиректора: считалось, что надо обязательно нанять профессионального менеджера из Штатов. Ему моя идея не очень понравилась — продажи компании должны были на время упасть. Я не смог найти аргументов, чтобы убедить совет директоров. Что ж, классический менеджер оперирует штампами (и это неплохо), но инноватор мыслит иначе. Прав был все-таки я: постепенно конкуренты стали догонять TrustWorks. Через год мы прочувствовали это сполна. Думаю, если бы я настоял на своем, результат был бы иным.

Мой выход из TrustWorks был предрешен. Проект, который стабилизировался и приносит гарантированные деньги, мне уже неинтересен. Да и не верю я, что в hi-tech можно построить «вечный» бизнес. Слишком уж сильно облик компании определяется философией ее владельца. Есть гениальные предприниматели, которые могут провести идею от нуля к вершине, но их единицы: Билл Гейтс, Ларри Эллисон, Скотт Макнилли.

Выйти из бизнеса в нужный момент — искусство. Однажды к вам приходят люди и просят продать компанию, допустим, за миллиард. Подумав, вы отказываете: вдруг через годик выручите в два раза больше? Так получилось и со мной. В 2001 году в индустрии случился кризис, и в 2002-м мне вместе с другими инвесторами пришлось продать TrustWorks несколько дешевле, чем мы бы хотели. Впрочем, я ни о чем не жалею. Идея была отличной, инвесторы вложили в нее больше $30 млн. Но у меня уже были новые задумки.

Инновация: плазменный сварочный аппарат

В 2002 ГОДУ ПЕРЕДО МНОЙ и моим партнером Аркадием Мелентьевым встал вопрос: как развивать дальше нашу сеть автозаправок? Нужно было либо объединяться с кем-то, либо диверсифицировать бизнес. Мы решили продать компанию нефтяной корпорации и заняться каким-нибудь инновационным проектом. Долго ждать не пришлось: через неделю один из друзей рассказал о двух инженерах, которые придумали уникальный сварочный аппарат. Мы сразу поехали к ним знакомиться.

Нам повезло: изобретатели показали работающий прибор, такое бывает нечасто. В свое время я окончил МАИ, поэтому смог оценить инновацию. Это был плазменный сварочный аппарат, работающий на воде: безопасный, компактный и экономичный. Быстро изучив рынок, мы поняли, что аналогов ему нет. Как выяснилось, инженеры запатентовали ноу-хау и уже какое-то время производили и продавали аппараты. Правда, не слишком успешно — ни опыта ведения бизнеса, ни достаточных средств у них не было.

Буквально за три месяца мы договорились о цене и выкупили права на изобретение (до истечения срока патентов). Кредит в банке мы получили легко, потому что мы давно были его надежным клиентом. Изобретателей тоже уговаривать не пришлось. Они понимали, что у нас больше шансов добиться успеха. Все их попытки самостоятельно найти деньги заканчивались неудачно. Инвесторы спрашивали: если аппарат так хорош, почему не приносит прибыли? Кого-то отпугивал его непрезентабельный внешний вид и мелкие технические неполадки. Ни один не понял, что перед ним настоящая инновация.

Технология была сыровата, да и выглядел прибор «не очень», поэтому мы договорились с изобретателями, что они будут доводить до ума «Мультиплаз 2500» и вообще возьмут на себя всю техническую работу. Из их команды мы создали инженерный отдел. Это было большое подспорье: продвигать аппарат без поддержки и постоянного улучшения, было бы непросто. Самих ученых мы мотивировали, гарантировав им роялти. Развивать бизнес позвали нашу старую команду — эти люди умели работать и продавать, а никаких специальных знаний им и не требовалось. В 2002 году мы зарегистрировали компанию «Мультиплаз».

Главной проблемой стало качество сборки. Раньше изобретатели заказывали небольшие партии деталей, поэтому мы нашли новых поставщиков. И тут пришлось повоевать с браком — заводы привыкли халтурить. Мы вынуждены были закручивать гайки: все жестко контролировать, посылать на предприятия своих представителей — здесь пригодились инженеры. Через полгода наши усилия дали результат и сборочный цех (мы арендовали его на «Алмазе») заработал в полную мощность.

Ноу-хау еще не гарантирует успеха. Если не поддержать инновацию маркетинговой кампанией, она так и останется идеей. Мы начали с рекламы в специализированной и массовой прессе, в интернете. Искать свою аудиторию нужды не было — это любая семья. Инновация сама себя «продавала». Плазма у большинства ассоциировалась скорее с космосом, чем со сваркой. Возможность применить ее дома интриговала, так что массовые журналы и интернет привели немало покупателей.

Одновременно с рекламной кампанией стартовали продажи. Для нас простой был смерти подобен, ведь мы вкладывали собственные деньги. Изобретатели продавали не больше сорока штук в месяц, мы — до трехсот, и по более высокой цене. Если кто-то считал, что аппарат стоит дорого, мы рассказывали о его уникальности. Но вообще цена не вызывала вопросов: ведь о «Мультиплазе» вообще никто не знал. За три месяца продажи выросли в десять раз.

Пассивный метод продаж мы выбрали сознательно. Человек, заинтересовавшийся рекламой, сам звонил нам. Поговорив по телефону с менеджером, он понимал, что хочет увидеть аппарат в деле. Приглашать каждого потенциального покупателя в офис — ход неоднозначный. Но наша статистика свидетельствует: 90% приехавших делают покупку.

Как правило, инновации ассоциируются с чем-то заумным, недоступным простым смертным. Мы всячески старались доказать обратное и сделали все, чтобы убедить людей: разобраться с аппаратом просто. Это нам удалось — оттого и продажи хорошие.

А вот первая попытка предложить аппарат крупным предприятиям закончилась ничем. На любом заводе есть список нормативного оборудования. Изменения в него может внести только соответствующее ведомство. Чтобы получить его разрешение, нужно потратить кучу времени и денег — мы не могли себе этого позволить. Кроме того была еще одна причина: инновация сломала бы не одну сбытовую цепочку, на которых традиционно сидели заинтересованные люди. В общем, мы встретили активное противодействие на всех уровнях.

Что ж, пойдем другим путем, решили мы. Раз уж нельзя попасть на заводы «сверху», сделаем это «снизу», через простых сотрудников. Вскоре на нас и правда начали выходить предприятия. Недавно звонили из «Газпрома». Простые мастера, которые пользуются аппаратом дома, стали просить начальников купить его и для работы. С одной стороны, путь получился извилистым, с другой — это не потребовало от нас дополнительных усилий.

Понимая, что офисных продаж недостаточно, мы попытались наладить контакты со строительными рынками и магазинами. Нам говорили одно и то же: поставьте свой аппарат на полку рядом с другой профильной продукцией, а покупатель сам выберет. Но проект был в той стадии, когда потребителю очень нужна информация! Вся проблема в том, что его нельзя продавать без демонстрации. Специальная площадка — это дополнительные деньги. Стоимость аренды демонстрационных помещений сопоставима с рекламой на ТВ. Уж лучше мы потратим эти деньги на телевидение.

Скоро такая возможность появится. Летом в России и Европе начнут продавать усовершенствованную модификацию аппарата. Вообще-то мы планировали запустить новый «Мультиплаз» еще два с половиной года назад. Но заниматься электроникой оказалось сложнее, чем мы думали. Инженеры вводили новый элемент или изменяли параметры, и это отражалось на работе всей системы. Постоянные доработки растянулись на три года.

Всего в проект было вложено несколько миллионов долларов. На финансовую отдачу жаловаться грех: почти сразу бизнес стал рентабельным. Сейчас главная задача — поднять стоимость компании. Выходить из бизнеса мы не собираемся. Хотя все зависит от предложения. У нас хватило бы сил и на новый проект, и не факт, что он был бы инновационным. Главное, чтобы бизнес был перспективным.