Инфляция и дотации: гремучая смесь | Большие Идеи

・ Управление изменениями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Инфляция и дотации:
гремучая смесь

Автор: Бреммер Иэн

Инфляция и дотации: гремучая смесь

читайте также

Шесть советов, которые помогут стать смелым

Манфред Кетс де Врис

Долой скидки!

Рафи Мохаммед

Как заставить социальные сети работать на вас

Миллер Лоуренс,  Христакис Николас

«Шопинг вслепую»: почему мы покупаем не то, что хотим

Ирина Пешкова

Глобальные потрясения 2008 года заметно подорвали рост развивающихся стран. Но расклад сил в мировой экономике продолжает изменяться в их пользу, а экономические успехи этих государств сулят светлое будущее почти 4 млрд человек. Ясно, что это обернется неуклонным увеличением потребления.

Глобальным корпорациям нужно понимать, что даже при низких ценах на энергоносители и умеренной инфляции правительства многих развивающихся государств будут регулировать потребительский рынок политическими методами, например сдерживанием цен или дотациями, что чревато дальнейшими экономическими и политическими потрясениями. Кое-где эти меры уже применяются во избежание уличных беспорядков. По оценкам в 2008 году около 7% ВВП Малайзии уйдет на замораживание цен на продукты питания и топливо, а Китай выделит на топливные дотации $40 млрд — почти вдвое больше, чем в 2007 году. Сегодня этим странам хватает средств, чтобы проводить такую политику. Но завтра, учитывая глобальный спад, им будет не по силам сдерживать цены, как прежде.

Все это чревато неожиданным скачком инфляции, который больно ударит по простым людям.

Не исключено, что они обвинят во всех бедах решившиеся на реформы власти, иностранные компании или саму рыночную систему. Как мы знаем из истории, отказ от дотаций часто приводит к бунтам и торжеству популизма. Дальше — протестное голосование и приход к власти оппозиции, национализация ресурсов, непредсказуемые изменения в законодательстве. В крайних случаях дестабилизация грозит всей политической системе — например, после повышения цен на продовольствие в Гаити прошлой весной был смещен премьер-министр Жак Эдуард Алексис. Разумеется, такое развитие событий может иметь весьма серьезные последствия для иностранных инвесторов.

Особенно большой опасности сейчас подвергаются самые экономически перспективные государства, лишь недавно влившиеся в глобальный рынок со своим многомиллионным населением (тем самым поспособствовав мировой инфляции). Так, к концу 2008 года государственным нефтяным компаниям Индии, которая выделяет огромные дотации на дизельное топливо, грозят убытки более чем на $50 млрд. Когда в июле индийское правительство повысило цену на дизельное топливо на 10%, почти 4 млн водителей грузовиков объявили забастовку — это очень чувствительный удар для страны, в которой 70% грузов перевозят автотранспортом. В июле в египетском городе Буруллусе начались беспорядки, когда власти перестали продавать хлеб по льготным ценам. Наконец, если в связи с отменой госсубсидий на топливо начнется инфляция в Индонезии, это сильно уменьшит шансы президента-реформатора Сусило Бамбанги Юдойоно переизбраться на новый срок в 2009 году, а кроме того, и заставит правительство отложить намеченную либерализацию цен на электроэнергию.

Даже страны — экспортеры нефти и газа не защищены от опасностей, связанных с замораживанием потребительских цен. Например, Венесуэла и Иран сдерживают их рост за счет высоких доходов от продажи нефти и тем самым предотвращают недовольство населения. Несмотря на замедление темпов роста в развитых экономиках, в 2008 году он продолжался в России — но в основном за счет целевого распределения нефтяных доходов. Дешевая нефть может сильно ограничить возможности руководителей этих стран.

В конечном счете, отказавшись от дотаций, власти повышают эффективность своей экономики, что идет на пользу и стране, и иностранным инвесторам. Следующее соображение: хотя марши протеста устраивают бедные, выигрывают от дотаций в первую очередь богатые. По данным исследования МВФ, проведенного в ряде развивающихся стран, почти половину субсидий получают 20% населения из самых обеспеченных слоев, а самым бедным 20% граждан достается лишь десятая часть помощи. Урезав дотации, правительства сэкономят средства, которые можно направить на борьбу с нищетой, на поддержку образования и здравоохранения, защиту окружающей среды и развитие инфраструктуры. Наконец, придется эффективнее использовать энергию и вкладывать деньги в развитие альтернативной энергетики.

Тем не менее правительствам следует сокращать дотации очень осторожно, чтобы оградить своих граждан и работающие в стране компании от внезапного ценового шока.