Управление страхами в эпоху перемен: секреты Франклина Рузвельта | Большие Идеи
Управление изменениями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Управление страхами в эпоху перемен: секреты Франклина Рузвельта

Виджей Говиндараджан
Управление страхами в эпоху перемен: секреты Франклина Рузвельта

Работая с бизнес-лидерами, мы поняли, что успешное проведение структурных преобразований сильно зависит от способности контролировать страхи людей. Такие страхи, как боязнь неизвестности, провала, перемен или даже боязнь самого страха. Это особенно важно, когда речь идет о серьезных структурных изменениях, которые могут вывести показатели компании на принципиально новый уровень либо остановить стремительное падение. Чем решительнее реформа, тем больше страха у людей, ведь страх — это нормальная реакция на изменения.

Как же преодолеть упорное сопротивление переменам в трудных ситуациях? Ответ могут дать великие лидеры прошлого.

Когда 4 марта 1933 года Франклин Делано Рузвельт занял пост президента США, его ожидала одна из самых сложных для правительства ситуаций в истории страны — Великая депрессия. Последствия ее были настолько серьезными, что в упадке был не только американский, но и глобальный рынок. Паника охватила всю нацию, заставив людей срочно забирать свои сбережения из банков. В феврале 1933 года, незадолго до инаугурации Рузвельта, случился очередной массовый отток сбережений физических лиц из банков, что еще больше ослабило финансовую систему.

Однако больше впечатляет то, что один лидер в считанные дни коренным образом изменил ситуацию. Спустя девять дней после инаугурационной речи Рузвельта вкладчики выстроились в очереди, чтобы вернуть деньги обратно в банки. К концу месяца удалось возвратить две трети снятых наличных средств. Финансовые рынки ожидал подъем — на Нью-Йоркской фондовой бирже был зафиксирован самый высокий однодневный рост в истории.

Рузвельту удалось не только принять смелые решения, но и совладать со страхами нации в кризисный период. Но каким образом?

Прекратите бездействовать

Рузвельт решительно отреагировал на кризис. Он не стал традиционно бездействовать и на следующий день после вступления в должность выпустил указ о закрытии банков на неделю. Накануне открытия банков президент призвал нацию забыть о парализующем страхе в 14-минутном радиообращении «Важнее золота». Это были стратегические решения, изменившие ход кризиса. В результате нашей работы с бизнес-лидерами мы поняли, что стратегические решения соответствуют трем категориям, или «коробкам» (подробнее об этом сказано в предыдущем блоге):

  • Первая коробка: управляйте настоящим;
  • Вторая коробка: забудьте прошлое;
  • Третья коробка: создавайте будущее.

Мы называем такой подход «стратегией трех коробок». В первую коробку (управляйте настоящим) попадают, как правило, решения, ведущие к линейным изменениям. Большинство крупномасштабных, нелинейных решений, которые ведут к серьезным организационным преобразованиям, относятся либо ко второй коробке (забудьте о прошлом), либо к третьей (создавайте будущее).

Принятое Рузвельтом решение о закрытии банков было одновременно и смелым отказом от прошлого (вторая коробка) — работу американской платежной системы впервые остановили полностью, и инновационным заделом на будущее (третья коробка). Позже Рузвельт назвал это «первым шагом правительства к восстановлению финансовой и экономической системы».

Читайте материал по теме: Лидерство в эпоху перемен

Когда лидеры принимают смелые решения, относящиеся ко второй или третьей коробкам, их зачастую ожидает сопротивление со стороны самых разных заинтересованных лиц, желающих сохранить текущее положение дел. Даже если это дорога в никуда.

Усмирите «крокодиловы страхи» у себя в голове

советуем прочитать
Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать
Маркетинг в меняющемся мире
Нил Морган,  Омар Родригес-Вила,  Сундар Бхарадвадж,  Шубу Митра
Пусть за нас подумают
Федюкин Игорь