Зачем нужны офисы в век интернета? | Большие Идеи

・ Управление изменениями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Зачем нужны офисы в
век интернета?

В самом деле, зачем ходить на работу, когда работа сама может прийти к нам?

Авторы: Карло Ратти , Мэттью Клодель

Зачем нужны офисы в век интернета?

читайте также

8 способов не справляться с электронной почтой

Сара Грин Кармайкл

Не так страшен черт, как его малюют

Люсиан Бебчук

Когда стажеру за 40

Коен Фишман Кэрол

Приемы продуманного завершения собрания

Пол Аксель

«Расстояние утратит свое значение», — пророчествовал британский экономист Френсис Кернкросс, наблюдая за стремительным ростом интернета в 1990-х годах. Ему вторила толпа теоретиков и экспертов разных мастей. Когда в любой точке планеты будет доступна мгновенная связь с самым удаленным местом, расстояние больше не будет играть никакой роли. И тогда нам уже не понадобятся офисы. В самом деле, зачем ходить на работу, когда работа сама может прийти к нам?

Казалось, неотвратимо приближается время, когда сбудется другое известное предсказание, сделанное в 1973 году американским ученым Мелвином Вебером: «Впервые в истории вы сможете, находясь на вершине горы, поддерживать мгновенную связь с коллегами и своими партнерами по бизнесу». Моментальная связь с любым человеком на Земле — даже с вершины Эвереста — вот что избавит нас от офисов.

Однако история пошла совсем по другому пути. Современные технологии действительно позволяют постоянно быть на связи в любой точке земного шара, но большинство из нас продолжают как ни в чем не бывало каждый день ходить на работу. Идея удаленной работы из дома (не говоря уж об Эвересте) оказалась не такой популярной, как предрекали эксперты. Тем временем многие корпорации, наоборот, инвестируют немалые средства в строительство новых или реконструкцию старых офисных зданий в центральных городских районах.

Читайте материал по теме: Флоренция эпохи Возрождения — модель инноваций на все времена

Одного не учли идеологи цифровой эпохи: даже если мы можем работать где угодно, то это вовсе не значит, что мы хотим это делать. Нас привлекают те места, где мы можем делиться знаниями, рождать новые идеи и соединять вместе людей, обладающих различными талантами и способностями. Взаимодействие человеческих умов является неотъемлемой частью любой работы, особенно когда речь идет о творческих сферах деятельности. Именно поэтому качество рабочего пространства приобретает ключевое значение, что, в свою очередь, ведет к масштабным переменам.

Мы уже были свидетелями перехода от рядов кабинок-ячеек середины прошлого века, высмеянных в фильме Жака Тати «Время развлечений», к более открытым, динамичным офисным пространствам. А совсем недавно широкое распространение получили коворкинги —гибкая организация рабочего пространства, в котором формируется сообщество профессионалов со схожими интересами и задачами. Как и традиционные университетские фойе (которым нередко ставят в заслугу многие выдающиеся научные открытия), эти места открыты для представителей самых разных областей знаний и стимулируют живое общение и обмен идеями.

Инновационные компании, такие как WeWork, предоставляют кабинеты и офисы «где и когда они вам нужны» и предоставляют профессионалам возможность быть частью единой сети и совместно пользоваться общими интеллектуальными и физическими ресурсами. Кроме того, эта идея экономит ресурсы организации (на что недвусмысленно намекает оценка стоимости WeWork, составившая несколько миллиардов долларов), поскольку замена одного крупного арендатора на множество мелких позволяет максимизировать прибыль в расчете на квадратный метр. Воспользовавшись аналогией с банковской сферой, можно сказать, что компании арендуют на долгосрочный период, а сдают на краткосрочный.

Читайте материал по теме: Инновационные коворкинги Италии эпохи Ренессанса

Стремясь повысить градус креативности, коворкинги экспериментируют с различными методиками измерения межличностного взаимодействия, что, возможно, оказывает наибольшее влияние на то, как проектируются новые офисы. Понимание того, как люди общаются друг с другом в условиях гибкой рабочей экосистемы, крайне важно с точки зрения организации и эксплуатации офисных зданий следующего поколения. На свет появляются новые инструменты, измеряющие интеллект людей, их взаимоотношения, а также влияние этих факторов на продуктивность и креативность. Анализ данных в режиме реального времени, умная техника, мебель и здания, интегрированные в единую цифровую среду — и это лишь начало. В конце концов мы научимся создавать такие рабочие пространства, которые способны видоизменяться в соответствии с потребностями тех или иных специалистов.

На протяжении всей корпоративной истории офисные здания представляли собой жесткую и неподатливую основу, которая, если сравнивать их с одеждой, больше походила на корсет, чем на футболку. Располагая более точными данными об использовании офисного пространства, мы сможем проектировать среду, которая адаптируется к человеку, а не наоборот. Представьте себе помещения, которые в отсутствие людей автоматически переходят в режим ожидания и экономного расхода энергии — одно из направлений наших исследований в Массачусетском технологическом институте. В общем и целом помещения могут образовывать динамическую систему, функционирующую в согласованном взаимодействии с людьми, работающими в ней.

Концепция трансформации офисного пространства — это лишь первый шаг, но в ближайшие годы он окажет существенное влияние на архитекторов, девелоперов, корпорации и общество в целом. Офисы не станут рудиментом уходящего времени, как пророчествовали когда-то экономисты и философы, но технологии преобразят и оживят рабочее пространство. Скоро мы сможем трудиться в более дружелюбной и продуктивной среде, и для этого нам будет вовсе не обязательно взбираться на гору. Вместо уничтожения расстояния как фактора мы увидим рождение новой эпохи сближения талантов и умных технологий.