
читайте также
Игра очень важна для руководителей, которые попали в переломную ситуацию. В старой доброй игре смысл не в том, чтобы выиграть или проиграть, или дойти до цели. Смысл в том, чтобы получить удовольствие и поэкспериментировать с различными способами реализации идеи, понять, что хорошо, а что нет. И при этом игра позволяет учиться и приобретать новые навыки, которые помогут превратить неразбериху из угрозы в возможность, утверждает практикующий профессор Школы бизнеса Така при Дартмутском колледже Скотт Д. Энтони в статье для MIT Sloan.
В интервью с профессором Гарвардской школы бизнеса Эми Эдмондсон, посвященном ее исследованиям в области психологической безопасности и трансформационных изменений, она противопоставила среду обучения и среду исполнения. «Если вы каждый вечер выходите на сцену на Бродвее, вы надеетесь, что выступление будет настолько хорошим, насколько это возможно, — сказала она. — Вы хотите, чтобы оно было близким к идеальному. Но если вы находитесь в классной комнате и все кажется идеальным, это не обучение».
Когда вы выступаете, вы пытаетесь достичь совершенства по заданному стандарту. Ваша цель — показать все, на что вы способны. Возможно, судья оценивает ваше выступление. Если вы не соответствуете заданным стандартам, это вызывает разочарование. Вы пытаетесь понять причину неудачи и в следующий раз будете стремиться сделать лучше.
Когда вы тренируетесь, вы пытаетесь сознательно улучшить свои навыки, чтобы в будущем выступать согласно заданному стандарту. Ваша цель — совершенствоваться. В идеале есть опытный тренер, который может дать вам обратную связь в режиме реального времени, чтобы помочь с тренировочным процессом.
Урок №1, который усвоили студенты, заключается в том, что самым большим препятствием для использования генеративного ИИ было их собственное представление о том, что им будет сложно использовать ИИ.
Как только они вошли в курс дела и начали играть, то быстро поняли, что работает, а что нет, при этом развивая свои навыки через практическое использование инструмента. «Я не ожидал, что буду так много и разнопланово играть на курсе, — написал один из студентов в рамках саморефлексии после занятий, — игры в классе натолкнули меня на мысль поиграть с GenAI, чтобы понять, где лично я могу его применить лучшим образом в частной и профессиональной жизни».
От игровой площадки до кабинета руководителя
В книге «Беспокойное поколение» Джон Хэйдт утверждает, что у современной молодежи недостаточно возможностей для свободы действий. В одном из ярких примеров он сравнивает три разные игровые площадки. На первой площадке из 1960-х годов дети висят на балке, которая находится на высоте около 10 метров, без какой-либо защиты. Ужас! Слишком много свободы. Вторая — современная площадка с пологими горками, маленькими лестницами и пластиковым оборудованием. Я провел много часов, наблюдая за детьми на таких площадках. Они хороши, но скучны. В них нет риска. Это не так весело. Время идет, а у детей нет возможности экспериментировать и учиться.
А еще на детской площадке есть вертушка-карусель. Увидев ее фотографию, я вернулся в детство. Хэйдт называет простое колесо с восемью ручками «величайшим изобретением для детских площадок». Почему? Оно требует навыков сотрудничества. Чем больше детей участвует в игре, тем лучше. Центробежные силы делают его неимоверно захватывающим. По его словам, даже лежание в центре вертушки приводит к «изменению сознания». На ней можно поэкспериментировать с дополнительными рисками, наклоняясь в сторону или играя в мяч во время вращения.
«В случае неосторожности можно получить травму, но не сильную, а значит, вы мгновенно получаете прямую обратную связь от своих собственных умелых или неумелых действий, — пишет Хэйдт. — Вы учитесь, как обращаться со своим телом и как обезопасить себя и других». Исследователи, изучающие детей во время игр, пришли к выводу, что «риск мелких травм должен быть характерной особенностью, а не ошибкой при проектировании игровых площадок».
Многие руководители, к сожалению, не умеют играть на работе. В конце концов, это работа. Игра ведет к получению новых знаний, а самые умные, самые успешные люди — это те, кому зачастую труднее всего учиться. Как заметил Крис Аргирис в статье, опубликованной в 1991 году в Harvard Business Review, «поскольку многие профессионалы почти всегда успешны в своем деле, они редко сталкиваются с неудачами. А поскольку они редко терпят неудачу, они так и не научились извлекать уроки из неудач... Их способность к обучению отключается именно в тот момент, когда она им больше всего нужна».
Игра создает условия, в которых умные и успешные руководители могут заново научиться процессу обучения. Если у вас есть дети — а я могу подтвердить, что одним из многих преимуществ наличия четырех детей является бесчисленное количество возможностей для игр, — не ограничивайтесь игрой в «Монополию» или в мяч, ищите возможности сознательно вместе с ними играть с новыми технологиями. Если у вас нет детей, создайте свою собственную виртуальную песочницу — выделите для этого время с соответствующим оборудованием и запускайте процесс игры.
Внутри своей организации сделайте так, чтобы команды могли играть с новыми технологиями. Дайте им время, инструменты и, возможно, некоторые общие рекомендации. Но не ставьте конкретных задач и не требуйте конкретных результатов. Позвольте им исследовать игры и получать удовольствие. Делайте это вместе с ними. Ошибайтесь. Улыбайтесь. Делитесь. Вас удивит то, что вы узнаете, и то, как процесс игры заставит вас жаждать новых знаний. Игры сослужат вам хорошую службу во времена кардинальных перемен.