Хватит проверять кандидатов по соцсетям! | Большие Идеи

・ Управление персоналом
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Хватит проверять кандидатов
по соцсетям!

Почему при найме нужно использовать только инструменты с доказанной эффективностью

Хватит проверять кандидатов по соцсетям!
Rose Wong

читайте также

«Хорошие» компании выпускают больше инновационных продуктов

Ду Шуйли,  Люо Сюэмин

Сканворд для лидера

Мясоедов Сергей

Чтобы переговоры были успешными, не забудьте пожать друг другу руки

Франческа Джино

7 июня 2016 года журнал «Harvard Business Review — Россия» провел очередной бизнес-завтрак, посвященный цифровой трансформации бизнеса.

Многие организации используют социальные сети вроде Facebook, TikTok и Instagram как инструмент при найме. Согласно проведенному в 2018 году исследованию CareerBuilder, 70% работодателей заходят на страницы кандидатов на должность — и 54% доводилось отказывать претендентам на основании увиденного. Соцсети — это бесплатный и доступный способ узнать истинную сущность кандидата и получить четкое представление о том, справится ли тот с работой… Или так просто принято считать?

Новые исследования помогают понять, что этим инструментом надо пользоваться с осторожностью: значительную часть найденной в соцсетях информации нельзя использовать при оценке кандидатов по этическим или юридическим причинам, да и о качестве будущей работы соискателя эти сведения говорят мало.

В рамках первого из трех исследований ученые изучили страницы Facebook 266 ищущих работу американцев, выясняя, что именно можно из них заключить. Часть опубликованной информации (образование, опыт работы и общественной деятельности) относилась к областям, регулярно и законно оцениваемым организациями в процессе найма. Однако значительная часть профилей содержала подробности, которые компаниям официально запрещено учитывать при выборе кандидата: гендер, раса и национальность (описаны из 100% профилей), особенности здоровья (7%), состояние беременности (3%), сексуальная ориентация (59%), политические (21%) и религиозные (41%) взгляды. Многие аккаунты содержали иную потенциально значимую для работодателя информацию: в 51% из них присутствовала нецензурная брань, в 11% — признаки того, что хозяин играет в азартные игры, в 26% — демонстрация или упоминание употребления спиртного, а в 7% — наркотиков.

«Легко понять, почему многие рекрутеры любят соцсети: из них можно узнать то, о чем непозволительно спрашивать на собеседовании, — утверждает Чад Ван Иддекинге, профессор Университета Айовы и один из авторов исследований. — Но тут есть загвоздка: одно из главных правил законных практик найма — фокусироваться строго на поведении кандидата в контексте его должности. Действия людей на работе и вне ее положено четко разделять».

С помощью второго исследования ученые пытались понять, влияет ли информация из соцсетей на оценки рекрутеров. Они попросили 39 специалистов просмотреть профили в Facebook 140 соискателей (из предыдущего крупного исследования) и оценить шансы каждого на трудоустройство. Затем их оценки и специфика содержания каждого профиля были проанализированы. Хотя рекрутеры учитывали разрешенные законом качества, такие как образование и грамотность, на их выбор очевидно повлияли и недопустимые с точки зрения закона факторы, в том числе матримониальный статус (брак или помолвка кандидата в среднем улучшали его или ее шансы), возраст (чем старше, тем лучше), гендер (женщин оценивали выше) и религия (верующим ставили низкие баллы). Обсценная лексика, алкогольные возлияния или наркотики, агрессия и сексуальные коннотации понижали оценки, волонтерство никак на них не влияло.

В последнем исследовании ученые выясняли, достигается ли проверками соцсетей конечная цель, то есть повышают ли они качество принятых на работу. Из второго исследования произвольно отобрали 81 кандидата, получившего работу, и попросили их начальников дать им оценку по итогам полугода или года работы, а их самих — сказать, хотят ли они работать там же и дальше. Затем новой группе рекрутеров поручили оценить профили этих кандидатов в Facebook. Часть рекрутеров не получила никаких особых указаний, а части напомнили проверенные приемы оценки информации в соцсетях: рассматривать исключительно данные, имеющие отношение к работе; оценивать всех кандидатов по одним и тем же критериям; записывать свои наблюдения; остерегаться ошибок и субъективных предпочтений — например, людей с интересами и качествами, близкими вашим собственным. В итоге ни та, ни другая группа рекрутеров не смогла по соцсетям предсказать, ни как будет работать человек, ни даже сколько он продержится в компании. Можно сделать вывод, что даже при тщательном инструктаже специалисты по найму мало что могут понять о соискателе по его поведению онлайн (LinkedIn, конечно, исключение, но эта соцсеть не анализировалась).

Ученые получили у участников исследований разрешение просматривать их страницы в Facebook, но во многих случаях разрешения не требовалось: профили были общедоступными. Кроме того, предыдущие исследования показали: каждый третий рекрутер в США требует у соискателей доступа к их страницам в Facebook — и подавляющее большинство подчиняется. Эта практика, впрочем, начинает меняться: более 20 штатов запретили работодателям просить кандидатов открыть свои страницы в соцсетях во время собеседования или дать им логин и пароль. Законодатели Евросоюза пошли еще дальше: там менеджерам по найму нельзя просматривать соцсети кандидата без его особого разрешения.

А как насчет применения соцсетей только для отбраковки худших — поиска явных указаний на такие опасные качества, как расизм или мизогиния? «Этот аспект мы не изучали, — признается Ливэнь Чжан, лектор Университета Нового Южного Уэльса и ведущий автор исследования. — Но наши данные свидетельствуют, что на рекрутера влияет абсолютно все, что тот видит на странице соискателя в соцсетях, так что если компания желает проверить человека таким образом, это должен делать не сам рекрутер».

Ученые полагают, что во время поиска работы люди подчищают свои страницы в соцсетях, убирая даже чужой сомнительный контент, и ужесточают конфиденциальность. Компаниям и исследователям стоит поискать новые способы задействовать соцсети в процессе найма, советуют авторы. Недавние исследования подсказывают, в частности, что через них можно выявить ряд личностных качеств с помощью алгоритмов машинного обучения.

При всем при том настоятельно рекомендуется не поддаваться искушению покопаться в соцсетях кандидата. «Мы не пытаемся убедить вас, что там нет полезной информации, — заключает Ван Иддекинге, — но предупреждаем, что пока не существует инструментов, позволяющих надежно вычленить ее среди массы сведений, которыми люди делятся в соцсетях».

Об исследовании: «What’s on Job Seekers’ Social Media Sites? A Content Analysis and Effects of Structure on Recruiter Judgments and Predictive Validity», Liwen Zhang et al. («Journal of Applied Psychology», 2020)

НА ПРАКТИКЕ | «ЕСЛИ ПРИ НАЙМЕ КАДРОВИК СМОТРИТ ПРОФИЛИ КАНДИДАТОВ В СОЦСЕТЯХ, ОН НЕ СВОБОДЕН ОТ ЛИЧНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ»

Генеральный директор рекрутинговой фирмы ECA Partners Атта Тарки часто отговаривает клиентов от поиска аккаунтов кандидатов в социальных сетях в процессе найма. Недавно он рассказал HBR, почему скептически относится к выяснению цифровой подноготной будущих сотрудников. Вот несколько отредактированных выдержек из этого разговора.

Почему фирмам не стоит пользоваться общедоступными профилями кандидатов в соцсетях как дополнительным источником данных?

Этот прием напоминает мне попытку улучшить свое здоровье с помощью модной диеты: простой, но бесполезный путь. Мы рекомендуем клиентам использовать только инструменты с доказанной эффективностью. Мне не приходилось встречать ни одного высококачественного исследования, доказывающего, что информация из соцсетей способна надежно предсказать результаты работы сотрудника (если, конечно, эта работа не связана с соцсетями напрямую). Некоторые труды выявляют слабые корреляции — и то лишь при регрессионном анализе громадных массивов данных. С конкретными людьми этот метод мало что дает. Допустим, эксперимент с участием 3 тыс. человек доказал, что публикующие много селфи в соцсетях демонстрируют в рабочей обстановке в среднем на 3% больше экстраверсии. Если вы нанимаете тысячи продавцов на одинаковые работы, требующие экстраверсии, проверка на это качество может вам пригодиться. Но если вам нужно найти одного сотрудника — или даже десяток — на серьезную должность, попытка включить соцсети как еще одну переменную в вашу оценку кандидата наверняка принесет больше вреда, чем пользы. Одна из причин заключается в эффекте размывания: легкодоступная, но не слишком важная информация мешает обратить внимание на принципиально значимую.

Разве нельзя по соцсетям узнать о качествах, влияющих на результаты работы человека?

Вряд ли. В любом случае важнее то, что большинство компаний не сопоставляют реальные результаты с гипотезами, на основе которых человека брали на работу. Например, вполне возможно, вы думаете, что экстраверты лучше продают, но знаете ли вы наверняка, так ли это для вашей компании? А ведь исследования показывают, что при продаже консалтинговых услуг интроверты часто обходят экстравертов.

Вы согласны с выводами научных работ, гласящими, что оценка человека по соцсетям приводит к дискриминации?

Согласен. Одних добрых намерений недостаточно для преодоления предубеждений. Людям обычно нравятся те, кто в чем-то на них похож. Если при найме кадровик смотрит профили кандидатов в соцсетях, он не свободен от личных предпочтений. Скажем, если эйчар-веган увидит, что кандидат выложил фото с охоты, вряд ли он эмоционально расположится к нему. Да и как вы будете рассказывать людям о ценностях компании, если сами прибегаете к столь сомнительным методам? Как вообще можно судить о кандидате на должность по его социальным пристрастиям? Не лучше ли проверить его на способность выполнять нужную нам работу?

Могут ли соцсети быть хоть в чем-то полезны при найме менеджеров?

Единственный известный мне значимый аргумент в пользу проверки соцсетей при найме таков: «Если вы наймете человека, а потом узнаете из соцсетей, что он куклуксклановец, разве вы не почувствуете, что сглупили?» Конечно, почувствую, и да, такие вещи хотелось бы отслеживать. Но чтобы минимизировать риск предвзятости, этим должен заниматься не менеджер по найму — и сообщать ему следует исключительно об однозначно опасных моментах. Кроме того, мы проводим подобные проверки на последних этапах процесса найма, когда кандидат уже отобран и пора наводить справки о его прошлом опыте.

* деятельность на территории РФ запрещена