Слишком квалифицированный? Подумайте еще раз | Большие Идеи

・ Управление персоналом
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Слишком квалифицированный? Подумайте
еще раз

Автор: О’Коннел Эндрю

читайте также

Сделать ИИ членом команды

Анн-Лор Файяр,  Борис Бабик,  Дэниел Чэнь,  Теодорос Эвгениу

«Что я чувствую?»: почему сейчас самое время учиться осознанности

Маттиас Берк

Креативность по расписанию: почему мы неэффективно решаем творческие задачи

Джексон Лу,  Малия Мейсон,  Модьюп Акинола

Не потерять себя

Елена Евграфова

Если на вакансии вашей компании претендует соискатель с большей профессиональной квалификацией, чем того требует должность (а при нынешнем спаде таких полно), не спешите отказывать — присмотритесь к нему повнимательнее. Многие исследования показывают: такие сотрудники работают лучше и уходят не чаще, чем их менее опытные коллеги. Более того, дав им больше самостоятельности, вы снимите риск их неудовлетворенности собственным положением.

Сегодня в большинстве компаний существует предубеждение против «слишком хороших» кандидатов, и на работу чаще берут тех, чей опыт строго соответствует требованиям вакансии, отвергая более умных, образованных. На первый взгляд, это разумно, ведь считается, что те сотрудники, которые «переросли» свою должность, чаще недовольны своим положением. Проведенное в 2008 году израильтянами Солом Файном и Барухом Нево исследование 156 кол-центров, установило, что между большим опытом и степенью профессиональной неудовлетворенности сотрудника существует прямая зависимость.

В отличие от дискриминации по половому или возрастному признаку, отказ в приеме на работу из-за слишком высокой квалификации абсолютно легитимен. Вспомним решение федерального суда США, признавшее право не принять человека с высоким уровнем интеллекта на работу в полицейское управление города Нью-Лондон (Коннектикут). Мол, такой сотрудник быстро разочаруется в работе и уволится. Из-за подобного настроя сегодня в рядах безработных очень много достойных профессионалов.

С проблемой избытка квалифицированных кадров многие страны сталкивались еще до кризиса. Особенно остро это ощущалось в развивающихся регионах, где благодаря росту уровня образованности люди получали больше знаний, чем им реально было необходимо для работы в наиболее быстрорастущем сервисном секторе экономики.

Так, по данным агентства Bloomberg Businessweek, в Китае, где с 1998 года число людей с высшим образованием выросло втрое, более четверти из 6,3 миллиона выпускников нынешнего года не могут устроиться на работу. Если руководители смогут перебороть стереотипы, они получат шанс заполучить в свою компанию отличных работников из числа «слишком квалифицированных» соискателей.

Данные двух проведенных исследований свидетельствуют: «слишком умные» работают лучше, чем их коллеги. Ученые рассмотрели случаи, когда люди с интеллектом выше среднего стали мойщиками машин, мусорщиками и т.п. Оказалось, что эти люди работали лучше коллег и реже уходили по собственному желанию. Как отмечают исследователи, часто сотрудники не покидают свое место из-за того, что у них есть дополнительная мотивация. Либо рабочее место соответствует их образу жизни (например, их устраивают часы работы), либо им импонируют ценности компании.