читайте также
В минувшее десятилетие развилось немало средств для сбора, хранения, анализа и доступа к информации, и сегодня бизнесы тратят десятки миллионов долларов на управление информационными потоками, идущими от поставщиков и клиентов. Со всех сторон мы слышим, что эти капиталовложения с лихвой окупятся. Но на деле компании сталкиваются с большой проблемой. Любые инвестиции в аналитические исследования обернутся пшиком, а то и нанесут реальный вред, если сотрудники не умеют пользоваться данными, когда требуется принять решение. Мы хотим предупредить руководителей: возможно, в эту самую минуту кто-то из ваших сотрудников на основе стоившей вам немалых денег информации делает неверные выводы.
Чтобы помочь компаниям оценивать и повышать навыки принятия решений своих сотрудников, Сorporate Executive Board разработала специальный инструмент, Insight IQ. С его помощью можно определить, насколько хорошо человек умеет находить и анализировать нужную информацию.
В исследовании приняли участие 5000 сотрудников, представляющих 22 транснациональные компании. По полученным оценкам мы разделили испытуемых на три типа. «Глухие эмпирики» ставят статистику выше собственных суждений. «Интуиты» руководствуются исключительно внутренним голо- сом, в то время как для «информированных скептиков» характерен сбалансированный подход. Последние в наибольшей степени способны сделать верные выводы. У них хорошо развиты аналитические способности, они умеют выслушать чужое мнение и не боятся с ним поспорить. Каждой компании нужно вырастить как можно больше «информированных скептиков». Однако мы обнаружили, что лишь 38% от общего числа сотрудников и 50% руководителей высшего звена относятся к этой категории.
Мы не только оценили навыки информированных решений, но и определили четыре основные проблемы, не позволяющие компаниям в полной мере реализовать потенциал, который дают им инвестиции в исследования.
Анализировать данные умеет небольшая группа сотрудников.
Как правило, когда компания намеревается использовать какой-то новый аналитический подход, она нанимает узких специалистов именно в данной области, полагая, что их экспертные знания со временем станут достоянием широкого круга. Однако этого часто не происходит. Если в компании нет системы обучения новым навыкам, ей так и придется полагаться на знания и умения небольшой кучки экспертов.
Отдел ИТ занят технологиями, но не информацией.
ИТ-функция сформировалась в компаниях во времена, когда ее основными клиентами были отделы финансов, снабжения и кадровые службы с их ясными и стабильными задачами. Сегодня самым различным департаментам требуется то один вид информации, то другой, причем иногда они плохо объясняют, как будут ее использовать. Специалисты ИТ, как правило, плохо понимают тех, кто не ставит четких задач.
Нужная информация есть, но ее трудно найти.
Многие организации не умеют должным образом систематизировать собираемую информацию. Порой может показаться, что вы попали в библиотеку без каталога, а у книг нет названий на обложках. А развитие современных технологий, таких как планшетники или мобильные телефоны, а также социальных СМИ и новых каналов сбыта только усугубляет ситуацию. Больше половины сотрудников не знают, где найти необходимую для повседневной работы информацию.
Руководители управляют информацией хуже, чем персоналом, капиталом или своим брендом.
Слишком часто руководители считают, что информацией должен заниматься ИТ-департамент, а сами стараются держаться подальше от этих сложных материй. Но ситуация весьма прискорбна, и топ-менеджерам пора проснуться и начать вкладывать деньги не только в сбор, но и в использование информации.
Как растить информированных скептиков
Чтобы извлекать больше пользы из собранных данных, нужно, во-первых, повысить информационную грамотность сотрудников и, во-вторых, дать им инструменты.
В обучении можно использовать различные форматы, в том числе и практические семинары. Сотрудник должен понять, что не все цифры одинаково надежны — а также разбираться в том, что за ними стоит и как они получены. Его следует научить критически анализировать точность данных, размер выборки, присутствие субъективных факторов и качество полученной информации. Даже тем, кто изучал статистику в высшей школе, имеет смысл освежить знания и научиться применять их.
Часто полезнее всего индивидуальная работа с коучем. Чтобы сотрудник всегда мог получить помощь, стоит заранее думать, кого выбрать на роль эксперта. Как правило, прежде всего обращают внимание на владение методами математической статистики, в то время как куда большее значение имеют навыки коучинга. Хороший эксперт не просто отвечает на конкретные вопросы, а постоянно делится знаниями, повышая общекорпоративный Insight IQ.
Важно и то, насколько наглядно представлена информация. Половина сотрудников жалуется, что в том виде, в каком данные исследований хранятся в компании, работать с ними трудно. Известно, что понять диаграммы легче, чем электронные таблицы.
Если перед руководителем встает дилемма, использовать ли неполные данные прямо сейчас или дожидаться окончательно выверенных, он, как правило, выбирает первое, полагаясь на собственный опыт и интуицию. Обычно руководители стараются не «копать» слишком глубоко, но при этом хотят быть уверены, что при необходимости это можно сделать.
Давайте посмотрим на две компании, твердо взявшие курс на повышение информационной грамотности. Это Tiffany и Blue Cross and Blue Shield of North Carolina (BCBSNC).
Обзаведясь новым инструментом для анализа данных, компания обычно ограничивается проведением одного тренинга, на котором сотрудников знакомят с набором функций, вместо того чтобы показать, как с его помощью повысить качество принятия решений. Побывав на таком тренинге, сотрудники быстро забывают о нововведении. А вот Tiffany, наоборот, проводит множество занятий, обучая специалистов пользоваться целым спектром данных (по продажам, мерчандайзингу, финансам).
Статистика показывает, что в среднем лишь 25% работников умственного труда в достаточной мере обучены навыкам анализа информации. Tiffany выделяется на общем фоне — здесь постоянно дообучают практически всех специалистов, и поэтому для них собранные компанией данные наполнены смыслом, ИТ-департамент меньше времени тратит на простые разъяснения и больше внимания уделяет содержательной помощи сотрудникам.
ИТ-отдел BCBSNC выявил 10 навыков эффективного сбора, анализа и представления информации, нужной для тех или иных решений. Уровень владения этими навыками у персонала периодически замеряют и на основании оценок разрабатывают учебные программы и новые инструменты. Было бы слишком затратно каждому специалисту дать собственную информационную панель, поэтому создали несколько стандартных модулей: каждый отдел пользуется небольшой выборкой из них (от трех до пяти).
Последние события в мире бизнеса и финансов показали, что происходит, если обилие информации и инструментов не подкреплено знаниями и правильной оценкой. Следует позаботиться о том, чтобы компания во всеоружии встретила всевозрастающий информационный натиск.