читайте также
Пять лет, с 2007 по 2011 год, я был деканом Московской школы управления «Сколково». Этот бесценный опыт, равно как и опыт общения с бизнесменами, убедил меня в том, что в России немало умных творческих личностей, способных рождать новаторские идеи. Поэтому не дефицитом талантов я склонен объяснять недостаточную предпринимательскую активность в России, а, скорее, неумением управлять креативными людьми и отсутствием институциональной базы, необходимой для поиска, стимуляции, развития и поддержки талантливых предпринимателей. Острая нехватка толковых руководителей губит на корню гениальные задумки и проекты и приводит к краху многие компании. Российские топ-менеджеры проявляют находчивость в авральных ситуациях, предпочитают временные решения капитальным, а форму — содержанию. Разве это альтернатива владению разумными методами управления?! Если ресурсами, активами и идеями не управлять должным образом, они превращаются в обузу. Есть и еще одна проблема, к которой приводит нехватка компетентных руководителей, — отсутствие образцов для подражания, так называемых ролевых моделей, необходимых для становления нового поколения.
По моим наблюдениям, современные российские топ-менеджеры в массовом порядке взяли на вооружение несколько однотипных управленческих приемов, основанных на сочетании давления и контроля с запугиванием и унижением. За неимением лучшего термина я бы описал этот сомнительный метод словом «бездушность». Чем бы ни объяснялась приверженность этому методу — культурными, политическими, историческими, национальным или иными особенностями, — с его помощью никогда не удастся создать профессиональную команду руководителей. Сегодня, чтобы удержаться на плаву, люди, занимающие ответственные посты, как радиолокаторы повышенной чувствительности, пытаются уловить малейшие колебания политического климата в компании. На это направлены все их силы и способности. О какой высокоэффективной команде может идти речь в такой ситуации? О каком лидерстве на рынке? Талантливых и грамотных управленцев в России настолько мало, а их способности и услуги порой настолько не востребованы, что в это даже сложно поверить. Неполноценность необходимых для предпринимательства институциональных структур, сомнительные и негибкие методы ведения бизнеса, отсутствие профессионалов в области управления — вот печальная картина российской действительности.
Руководить людьми — значит мотивировать их, доверять им, не держать их под постоянным контролем, но при этом не позволять им расслабляться и забывать об ответственности. Успех и эффективность организации во многом зависят от сотрудников, от того, верят ли они в свою компанию, доверяют ли ее руководителям, увлечены ли общим делом и готовы ли ради него выкладываться по полной. В культуре, основанной на давлении власти, многие российские организации гибнут под гнетом систем KPI, которые на поверку оказываются лишь программами поощрения лояльности. Безграмотное руководство превращает разумные и действенные методы управления в пустую трату времени и сил. Так плодятся бездушные компании, сотрудники которых привыкли делать по минимуму, а требовать по максимуму, следуя принципу: «Побереги силы на рабочем месте — они потребуются для выбивания бонуса». В таких условиях устойчивый, развивающийся и эффективный бизнес не построить.
Но ситуацию можно изменить. Ведь вырастить когорту грамотных руководителей не так уж и сложно. Прежде всего, необходимо осознать, что профессиональный управленец — не обуза, а ценный актив, и организовать несколько качественных программ MBA/EMBA, направленных на всестороннюю подготовку будущих руководителей. К сожалению, курсы, действующие сегодня, зачастую делают слишком большой упор на научный аспект обучения и слишком мало внимания уделяют практическим вопросам. Поэтому цель современного бизнес-образования — найти золотую середину между этими крайностями: слушатели должны не только знать, что нужно делать, но и понимать, как именно этого можно добиться. И возглавлять такие программы должны преподаватели-профессионалы, обладающие опытом обучения управленцев самого высокого уровня.