Иерархия по законам природы | Большие Идеи

・ Управление персоналом

Иерархия по
законам природы

Если в организации работа пробуксовывает, не спешите менять людей и не пытайтесь их переделать с помощью тренингов. Разберитесь со структурой компании — остальное приложится.

Автор: Степанов Андрей

Иерархия по законам природы

читайте также

Печальная судьба стратегий

Дональд Сулл,  Сулл Чарльз,  Хомкес Ребекка

Можно ли перевернуть Стэнфордский эксперимент?

Грег МакКеон

Что вы делаете лучше других?

Уитни Джонсон

Как достичь цели без лишних потерь

Иван Кириллов

В чем только не обвиняли корпоративную иерархию: мешает проявлять предприимчивость, замедляет движение идей, делает людей жадными карьеристами. А что, если вместо традиционной иерархии устроить в организации нечто вроде большого оркестра? Или дать больше прав (а значит, и ответственности) командам? А может, не стоит прибегать к столь радикальным мерам, а лучше просто научить менеджеров строить работу и отношения в коллективе? Ничего из этих попыток не получится — говорит канадский ученый Эллиот Джекс, один из самых оригинальных исследователей психологии и устройства организаций второй половины XX века. Иерархические структуры потому и существуют тысячелетиями, что они при всех своих недостатках воплощают лучший из всех существующих способов разделять между людьми ответственность за работу. А если ответственность поделена неправильно, не помогут никакие тренинги или тимбилдинги.

Джекс (1917—2003) начинал как психиатр (кстати, он первым сформулировал понятие кризиса среднего возраста).

В годы Второй мировой войны он служил в Европе в звании майора медицинской службы, а после войны остался в Англии и стал параллельно с практикой психоаналитика проводить исследования компаний. В итоге он создал теорию построения любых организаций, где люди работают по найму.

Джекс изучал штатные структуры, системы делегирования и оценки, вознаграждения и поощрения корпораций и государственных учреждений в разных странах, включая армии США и Австралии, и даже англиканскую церковь. Он видел множество примеров бессмысленных, страшно неэффективных структур — и понял, что попытки влиять на сотрудников с помощью ценностей, компетенций и материальных стимулов куда менее эффективны, нежели правильное определение уровней иерархии и грамотная расстановка по ним людей. Консультанты по менеджменту объявили его теорию ересью — но не так ли начинали свою жизнь многие из идей, перевернувших мир? Согласно Джексу, обычные факторы принятия кадровых решений — знания, опыт, IQ, мотивация, поведенческие компетенции — имеют второстепенное значение. (Поэтому предсказательная ценность интервью и тестов способностей всего 20—60%). Главным же в оценке проф-пригодности менеджеров должна стать способ-

ность­ принимать решения и планировать­ действия для достижения цели в ситуации неопределенности. Это качество несколько упрощенно можно назвать «прозорливостью».

Джекс выяснил, что каждого человека характеризует комфортный для него горизонт планирования — продолжительность задач, с которыми он способен справиться без инструкций сверху. В раннем взрослом возрасте ­

мы выходим на свой стартовый горизонт, заданный на индивидуально-генетическом уровне и поэтому разный у разных людей. Поборники демократических идеалов общества равных ­возможностей активно критиковали этот ­крамольный вывод, обвиняя Джекса в детерминизме и даже «менеджерском фашизме» — но с научных позиций его пока никто не опроверг.

Отслеживая развитие сотен людей на протяжении двух десятилетий, Джекс доказал, что, в отличие от других аспектов интеллекта, способность строить и воплощать сложные планы нарастает у нас на протяжении всей взрослой жизни, причем чем выше ее стартовый уровень (достигнутый к 20 годам) — тем быстрее. Джекс сравнивал это развитие со скачкообразным прогрессом детей — от лепета к словам, от непосредственных эгоцентиричных потребностей к более долгосрочному и социальному мышлению. Всего Джекс выделяет семь уровней (ступеней) прозорливости, и переход на новую ступень у индивидуума происходит раз в 12—25 лет.

На уровне I решения принимаются точечно, по мере возникновения проблем, по принципу «или — или». На уровне II человек уже мыслит кумулятивно: накапливает диагностическую информацию и делает выводы по совокупности факторов. На уровне III — способен выстроить «линии» причинно-следственных взаимосвязей и предвосхитить не только близкие, но и отдаленные последствия событий. На уровне IV — одновременно отслеживает разные линии: их много и они могут переплетаться. ­На уровнях V и выше человек способен охватить разумом все более глобальные факторы и тенденции и множество последствий второго и третьего порядка. Джекс написал целую отдельную книгу («Human Capability», 1994) о том, как измерять способность человека справляться со сложными задачами. Один из его методов — развернутое интервью о значимой для респондента проблеме.

Ступеням способности к планированию в условиях неопределенности и должны соответствовать уровни иерархии в организации. Это сответствие было названо принципом Requisite Organization (RO), то есть «естественной организацией». RO применяли в сотнях организаций по всему миру — и они доказали свою пригодность вне зависимости от типа собственности, отраслевой принадлежности или «национальности». Каким бы ни был размер компании, в ее иерархии, за редчайшим исключением, должно быть не более семи уровней. Скажем, британская Tesco внедрила у себя RO в 1995 году. С тех пор она выросла из британского ритейлера средней руки в одного из мировых лидеров отрасли, но до сих пор делит свой полумиллионный штат сотрудников в 14 странах на шесть уровней — от кассира до CEO.

Выводы Джекса подтверждает и эволюция самых передовых армий мира: один-единственный вид ­организационного дизайна с семью уровнями оптимально приспособлен для выполнения реальных задач в предельно жестких условиях.

Кстати, руководство генштаба США в 1982 году отметило работу Джекса похвальной грамотой «За выдающийся вклад в развитие теории военного лидерства».

Методы Джекса вызвали интерес у крупных японских компаний: в середине 1960-х Glacier Metal, где он работал, посетили представители Ассоциации работодателей Японии. В то время Ассоциация разрабатывала собственную систему карьерных траекторий, и довольно скоро все шесть ведущих японских кейрецу внедрили у себя принципы, аналогичные RO. ­Частично или полностью на этих принципах построено множество организаций по всему миру, в том числе General Electric, Unilever, Whirlpool, Ericsson и Rio Tinto. Этот подход используется в государственных учреждениях Австралии, Аргентины, Канады, США, Швеции и ЮАР для повышения эффективности работы и предотвращения коррупционных практик.

Полвека исследований Эллиота Джекса говорят о том, что люди по природе своей стремятся работать на уровне своего полного потенциала, а высшее руководство любой организации может и должно создавать для этого правильные условия.

* деятельность на территории РФ запрещена