Как с помощью геймификации повысить вовлеченность сотрудников | Большие Идеи

・ Управление персоналом

Как с помощью геймификации повысить
вовлеченность сотрудников

Грамотное внедрение систем мотивации с использованием игровых элементов повысит заинтересованность сотрудников

Авторы: Адриан Камиллери , Ананта Нилим

Как с помощью геймификации повысить вовлеченность сотрудников
Carl Heyerdahl / Unsplash

читайте также

Как вести переговоры со своими детьми

Антон Ходарев

Шесть трендов рекрутинга, которые определят будущее

Артем Кумпель

Кто определяет стратегию вашей фирмы?

Бауэр Джозеф,  Гилберт Кларк

Эта непредсказуемая автоматика

Костин Анатолий

Утрата интереса к работе является частой проблемой для работодателей, и попытки воодушевить сотрудников нередко терпят крах. Важно отметить, что геймификация — использование игровых элементов с целью мотивации —обладает большим потенциалом, если подойти к этому вопросу серьезно. В статье рассматриваются психологические аспекты геймификации, примеры ее успешного использования, а также то, как применять вероятностные вознаграждения (например, лотереи, привязанные к производительности труда), чтобы повысить мотивацию сотрудников. 

Ключевая обязанность каждого руководителя — повышать мотивацию и вовлеченность своих подчиненных. Дело в том, что люди с низкой вовлеченностью демонстрируют снижение производительности труда, им в большей степени свойственен абсентеизм. Среди традиционных способов повышения вовлеченности — предоставление подчиненным больше автономии и дополнительных возможностей для роста, а также усиление у них чувства принадлежности и цели. Тем не менее, в США потеря интереса к работе достигла девятилетнего максимума в 2022 году, когда приблизительно три четверти от общего числа сотрудников сообщили об утрате мотивации.

Из-за снижения вовлеченности некоторые компании решили опробовать альтернативные методы, призванные воодушевить людей. Например, в 2018 году компания United Airlines заменила программу по предоставлению небольших квартальных премий всем сотрудникам программой, позволявшей каждому работнику с идеальной квартальной посещаемостью участвовать в розыгрыше крупных призов. Однако сотрудники мгновенно взбунтовались, и лотерею быстро отменили.

Было ли применение «геймификации» в работе United Airlines изначально ошибочной идеей — или отрицательную реакцию сотрудников вызвало неудачное воплощение? На наш взгляд, причина во втором.

В этой статье мы делаем упор на новейшие научные исследования в области поведенческих наук, чтобы помочь руководителям успешно применять элементы геймификации на рабочих местах. В центре нашего внимания — программы поощрения сотрудников, поскольку компенсации и льготы являются основным фактором, который люди рассматривают в поисках новой работы. Кроме того, мы полагаем, что этот способ недостаточно широко используется для повышения вовлеченности сотрудников.

Раскрываем потенциал геймификации

Геймификация заимствует у игры ее ключевые компоненты — веселье, азарт, правила, неопределенность и вызов — и применяет их в неигровом контексте. Существуют многочисленные механизмы геймификации, на которые можно опереться: цели — то, что должно быть выполнено; очки, позволяющие отслеживать прогресс в игре; обратная связь, фиксирующая, как действия повлияли на прогресс; бейджи — свидетельство достижений; таблица лидеров — положение игрока относительно соперников.

Геймификация способствует росту вовлеченности, поскольку ее механизмы активируют три ключевых элемента нашей мотивационной системы. Во-первых, нам необходимо чувствовать себя автономными; мы хотим сами определять направление своей жизни. Игры позволяют людям выбирать собственный путь. Во-вторых, нам нужно чувствовать себя компетентными; мы хотим, чтобы эффективность нашей работы была очевидной. В-третьих, нам необходимо испытывать родство — это желание быть связанными с другими. Игры позволяют людям действовать вместе с другими — или против них, — а также формировать сообщество на основе общих интересов.

Геймификацию постепенно начинают применять в организациях, чтобы мотивировать сотрудников, в особенности в контексте обучения. Ожидается, что рынок геймификации будет ежегодно расти на 27,4% с 2020 по 2025 год. Хотя эта практика пока еще не получила широкого распространения, мы уже видим отличные примеры успешной реализации геймифицированных программ поощрения. В страховом агентстве Ansay & Associates сотрудники, добившиеся лучших результатов, получают возможность крутить «Колесо фортуны», и каждому из них достается специальный приз. В 2019 году Uber разрешил водителям с платиновым — или еще более высоким — статусом получать за каждую поездку билеты для участия в лотерее с выигрышем на сумму $5 тыс. В авиакомпании Southwest Airlines сотрудники награждают своих коллег «Киктейлами», которые становятся билетами для участия в ежемесячной лотерее.

Компенсация на основе показателей производительности — еще одна сфера, где можно применять геймификацию. Если мотивировать сотрудников, используя программы поощрения, шансы, что люди будут вовлечены и не станут искать новую работу, возрастут. Если применять геймификацию должным образом, она поможет преодолеть два главных ограничения, свойственных традиционным программам поощрения. Во-первых, нужно признать, что традиционные программы — например, необходимость продать определенное число виджетов в месяц, чтобы получить премию, — попросту скучны. Большинство сотрудников могут предсказать результат. Во-вторых, вполне вероятно, что люди с более низкой продуктивностью не испытывают подъема мотивации от таких программ, поскольку не ожидают высокой оплаты по результатам своей работы. Согласно исследованию «Геймификация на работе», проведенному в 2019 году, 89% сотрудников признались, что производительность их труда была бы выше, будь их работа в большей степени геймифицирована. Мы решили перепроверить этот результат.

Вероятностное вознаграждение повышает мотивацию

В недавнем исследовании мы сформулировали идею программы вероятностного вознаграждения по принципу «единой лотереи», объединив такие геймифицированные элементы, как стремление к цели и разрешение неопределенности. В предшествующих исследованиях каждый из этих элементов продемонстрировал способность положительно влиять на мотивацию и производительность, хотя и в совершенно разных контекстах. В рамках этой программы производительность труда была привязана к накоплению лотерейных билетов в личной лотерее сотрудника, в результате чего он получал скромный джекпот в качестве премии. Например, люди могли поучаствовать в лотерее с дополнительным 20-процентным шансом выиграть $100 за каждые созданные ими 10 виджетов. А в наших исследованиях сотрудники — вместо того, чтобы создавать виджеты, — получали билеты за решение математических задач в условиях ограниченного времени. Ключевой особенностью этой программы является то, что в потенциале сотрудники могли аккумулировать все доступные лотерейные билеты и таким образом обзавестись гарантией, что сорвут джекпот. Некоторые работники с высокой производительностью труда добились этого результата, успешно решив 24 из 30 математических задач.

На основе семи исследований, проведенных при участии 455 студентов в Англии и Австралии, а также 1431 сотрудника-американца, нанятых на онлайн-краудсорсинговом рынке труда, мы сопоставили эту программу единой лотереи с традиционными программами вознаграждения, а также другими программами вероятностного вознаграждения. Упомянутые программы включали в себя единовременную выплату (например, получение $500 в случае создания 50 виджетов), сдельную оплату (к примеру, получение дополнительных $20 за создание каждых 10 виджетов), а также серию лотерей (скажем, возможность поучаствовать в новой лотерее, каждый раз получая 20-процентный шанс выиграть $100 за создание очередных 10 виджетов). Мы выяснили, что программа единой лотереи повысила мотивацию и производительность персонала в сравнении с другими программами — и особенно хорошо зарекомендовала себя в случае с сотрудниками с более низкой производительностью труда.

Использование потенциала вероятностных вознаграждений

Руководителям, стремящимся повысить вовлеченность и производительность сотрудников, нужно серьезно рассмотреть применение вероятностного вознаграждения в рамках программы поощрения, привязанной к производительности труда. Чтобы избежать поражения, которое потерпела компания United Airlines, и максимально приблизиться к успеху, достигнутому компанией Southwest Airlines, следует тщательно подойти к разработке этой программы, поскольку нужно оправдывать ожидания и не обманывать доверия. Мы предлагаем вашему вниманию следующие рекомендации, которые могут быть полезны при разработке и воплощении вашей собственной геймификационной стратегии.

Во-первых, если программа вероятностного вознаграждения не может точно рассчитать производительность труда сотрудника, она обречена на провал. Наиболее оптимальна та, в рамках которой выработка сотрудника независима, ее легко поделить на подцели, к тому же есть простой и недорогой способ измерить ее объективно.

Во-вторых, программа вероятностного вознаграждения, результаты которой можно расценить как потерю, способна спровоцировать восстание. Эта программа не должна замещать существующую премиальную программу, в особенности ту, которая настолько предсказуема, что сотрудники уже ожидают этой премии. Программа вероятностного вознаграждения должна быть совершенно новой или созданной на основе уже существующей.

В-третьих, программа вероятностного вознаграждения, которую сочтут несправедливой, в конце концов вызовет обратный эффект. Программа должна предлагать частые, скромные вознаграждения, а управление ею нужно сделать прозрачным — вплоть до того, чтобы публично демонстрировать прямую связь между улучшением производительности и ростом числа наград в долгосрочной перспективе.

Эффективное использование геймификации в сфере труда — в потенциале это может быть применение хорошо разработанной программы вероятностного вознаграждения, — способно повысить вовлеченность сотрудников. Этот подход, который предоставляет самостоятельность, усиливает компетентность и укрепляет сообщество, поможет удовлетворить острую необходимость в более динамичных и инклюзивных стратегиях вовлечения в современном менеджменте.


Для того, чтобы сделать сайт оптимальным и постоянно совершенствовать его, мы используем файлы cookie. Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование файлов cookie. Подробнее.