читайте также
Два года назад шведскому гиганту коммуникационных технологий Ericsson понадобились средства, чтобы выразить свой интерес к интернету вещей. Но чем публиковать очередную брошюру, компания нашла иной способ передать свою мысль: конструктор Lego. А именно — роботов Lego.
С помощью Lego Mindstorm компания Ericsson на Конгрессе мобильных устройств наглядно продемонстрировала свое представление о том, как изменят нашу жизнь подключенные друг к другу машины. Робот-прачка сортировал носки по цвету и раскладывал их по корзинам, болтая при этом со стиральной машиной. Робот-садовник поливал цветы, когда растения жаловались на недостаток воды. Робот-уборщик сминал и выбрасывал картонные стаканчики из-под кофе, а робот-собачка приносил газету, откликаясь на звонок.
Итак, Ericsson не стала говорить или писать о своем видении будущего, а поручила роботам выразить его. И это не просто умный маркетинговый ход — исследователи увидели в этой демонстрации подсказку, какие навыки понадобятся работникам XXI века. Эти навыки отрабатываются на тренингах, которые поощряют использование роботов для определенных целей — причем участники не только играют с роботами, но и сами их конструируют. Поощряется креативность и естественное любопытство, непосредственно в эксперименте люди учатся своими руками решать проблемы.
[VIDEO]
Роботы Lego Mindstorm (их также называют образовательно-инновационными наборами) создавались в сотрудничестве с MIT Media Lab с середины 1990-х годов для обучения и тренингов. Предварительное исследование проводил профессор Сеймур Пейперт, соучредитель (вместе с Марвином Ли Минским) Лаборатории искусственного интеллекта в Массачусетском технологическом институте. Позднее Пейперт принял участие в Группе эпистемологии и обучения в Медиалаборатории того же института. Труды Пейперта оказали большое влияние на современные представления о знании и приобретении опыта, и на этой основе построены многие образовательные программы.
Исследования Пейперта и его сотрудников показали, что в программах с участием роботов участники осваивают многие ключевые навыки, в особенности креативное и критическое мышление, учатся учиться — ученые называют это «метакогнитивными навыками». Осваиваются и такие необходимые качества современного специалиста, как способность к общению и кооперации.
Эта форма обучения именуется «конструкционизмом». В основе ее концепция, согласно которой люди обучаются не тогда, когда им в голову «вкладывают» информацию, а когда они активно конструируют знания. И особенно эффективно они учатся, когда конструируют что-то значимое лично для себя: не получают идеи извне, но создают их.
Книга Пейперта «Переворот в сознании: Дети, компьютеры и плодотворные идеи» вместе с обширными научными исследованиями в области познания, психологии, эволюционной психологии и эпистемологии показывает, как этот педагогический метод может применить роботототехнику и получить в итоге мощный способ обучения людей на собственном практическом опыте.
Руководитель программы, в которой используется робототехника, ставит перед участниками конкретную задачу. Команде выдается конструктор и инструкции в виде несложной программы для iPad, iPhone или Android-устройств. Участники проходят краткий тренинг по основам программирования и берутся за решение проблемы.
Задачи бывают и непростые — например, сделать робота, который сможет за отведенное ему время пройти лабиринт. Для этого следует действовать методом проб и ошибок, нужна критическая оценка. Какого диаметра должны быть колеса, чтобы обеспечить скорость и маневренность, как быстро расходуется батарейка, какие сенсоры помогут роботу обходить углы? Какая-нибудь команда придумает такой выход: собрать небольшую радиоуправляемую модель, которая будет проходить лабиринт и составлять его карту. Понадобится просчитать вес этой модели, и каким образом данные будут передаваться в систему ориентирования полноразмерного робота.
Процесс ориентирован на конечную цель.
Участники проектируют, программируют и полностью контролируют функциональные модели роботов. С помощью программного обеспечения участники планируют, испытывают и корректируют набор инструкций для робота. Они учатся собирать и анализировать данные, полученные сенсорами, используя при этом программное обеспечение с функцией ввода данных. Приобретя уверенность, уже и сами составляют алгоритмы, из которых состоит критическое мышление робота, и создают креативную концепцию новой модели для решения поставленной задачи.
На каждой стадии решения той или иной проблемы — инновации, развития идеи, оценки и масштабирования — участники совершенствуют в сотрудничестве ключевые элементы командной работы. По итогам тренинга команды представляют друг другу свои идеи и результаты работы, и таким образом совершенствуются также навыки общения.
Чрезвычайно интересно наблюдать за созданием роботов, которые способны за считанные секунды собрать кубик Рубика, играть в судоку, рисовать портреты, печатать, используя азбуку Брайля, играть в футбол или баскетбол. Эти роботы используются даже для повышения безопасности банкоматов.
В тренингах с участием роботов команды вынуждены выходить за пределы своей зоны комфорта. Люди глубже понимают сложность многих задач, а также собственную ответственность и способность контролировать сложные процессы.
Тот набор навыков и методов работы, который совершенствуется в подобных программах, ныне чрезвычайно нужен, поскольку с развитием технологий стремительно меняются и требования к навыкам различных работников. Не стоит программировать людей, словно роботов, лучше привить им креативное мышление, и они сами станут программистами, архитекторами и инженерами. Компании, которые хотят развить у своих сотрудников именно такие навыки, могли бы применять целенаправленный практический тренинг с использованием роботов.
Читайте по теме: