Что делать с плохим боссом? | Большие Идеи

・ Управление персоналом
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Что делать с
плохим боссом?

Даже эффективный лидер может сделаться отчужденным, утратить связь с подчиненными, клиентами и окружением.

Автор: Ричард Бояцис

Что делать с плохим боссом?

читайте также

Работай, молись, люби

Розабет Мосс Кантер

Каким должен быть офис, в который сотрудники захотят вернуться

Андреа Ванекко ,  Джонатан Уорд ,  Роберт Мэнкин

Новые старые кадры

Сергей Шапошников

Российский гендиректор богаче британского

Светлана Романова / «Ведомости»

Чаще всего от 250 000 слушателей моих видеокурсов по лидерству я слышу вопрос: «Как работать с начальником, который не просто отчужден, но враждебен?» Начальники бывают «отчуждены» до такой степени, что утрачивают связь с самими собой, с другими людьми и окружением — и это не новость. К людям они враждебны, сосредоточены только на себе да на цифрах, и подчиненные чувствуют себя не людьми, а набором полезных ресурсов или функций.

Каким образом такие люди ухитряются сохранять за собой высокие посты? Зачастую мы извиняем некомпетентность или грубость потому, что начальник окутан волшебным плащом — привел в компанию крупнейшего клиента или его родителям принадлежит контрольный пакет акций фирмы. Иногда эти люди представляют собой ценность для организации (например, они великолепные аналитики) или же сама политика компании настолько затрудняет ротацию кадров, что приходится мириться с подобным поведением. Казалось бы, при таком распространении программ MBA и различных курсов для менеджеров мы могли бы уже справиться с этим явлением. Но, к сожалению, опыт показывает, что эти самые программы зачастую учат сосредотачиваться на сухой аналитике (вместо реального управления) и не воспитывают готовность принимать новые идеи и воспринимать критику.

Даже эффективный лидер может сделаться отчужденным, утратить связь с подчиненными, клиентами и окружением. Обычно как раз повышенная склонность к аналитике и меняет таким образом характер: начальник сосредотачивается на цифрах, параметрах и проблемах. В его мозгу активизируются цепочки нейронов, ответственные за принятие решений и поиск всех возможных вариантов при возникновении проблем. Неврологи объясняют, что постоянная активность этой цепочки нейронов подавляет деятельность «режима по умолчанию» (DMN), который как раз и ответственен за восприятие новых идей и людей и решение моральных проблем. Когда DMN подавляется, люди словно «не видят» окружающих. Иногда отчужденность начальства вызывается его отрицательными качествами, эгоцентризмом, или же он сам всех попросту боится и потому уходит в глухую оборону. Эти резоны никоим образом не оправдывают деструктивное поведение, однако полезно понимать, что эти люди страдают от некоего синдрома: хронический стресс или же привычка обороняться уничтожила в них способность воспринимать новое, вести себя любезно — а значит, и быть достаточно эффективными.

Как же быть, если ваш босс угодил в такую ловушку? Прежде всего, поймите, что страдает сам начальник, причем страдает его способность эффективно руководить. Он может выполнять привычные задачи, главным образом рутинные, но этот стиль руководства не оставляет места для инноваций, сводит к минимуму вовлеченность сотрудников и, как правило, эффективность работы в команде падает до нуля.

Далее, поняв это, можно подыскать ключик к разговору с таким боссом. Посмотрите, поможет ли ему откровенная беседа включиться в «процесс обновления» — так мы с коллегами это назвали. Пригласите начальника на чашку кофе, на ланч или на ужин, чтобы обсудить примерно такой вопрос: «Какой могла бы стать наша организация лет через 10—15, если бы все сложилось идеально?» Спрашивайте о цели, которая стоит перед компанией, о ее возвышенной мечте. Не «как у нас идут дела», но «ради чего мы существуем и как служим своей фирме и обществу?»

Иногда удается разобраться в проблеме, задав вопросы о коренных ценностях компании: «Как нам следует поступать в отношении друг друга? Как обращаться с клиентами? Что делать для окружающих?»

С точки зрения нейробиологии, такие вопросы активизируют парасимпатическую нервную систему (PNS), включая DMN, то есть состояние, в котором организм отдыхает от стресса и восстанавливается. Знаю, что вы думаете: «Разве я психотерапевт для своего начальника?» Нет, конечно. Но вы могли бы стать ему другом, ценным советником. Даже такому боссу.

Помните: ваш начальник не в одночасье сделался таким неприятным. И обратный путь займет еще больше времени. Однако даже короткий разговор на позитивные темы может, говоря словами «Звездных войн», «вернуть его на путь светлой стороны силы». Согласно моему опыту, в 20—30% случаев этот подход работает. Вы сможете укрепить позитивные отношения с начальником и помочь ему снова сделаться эффективным лидером.

Если же и это не поможет, испробуйте третий вариант: профессиональную помощь. Выясните, есть ли у начальника свой коуч или человек, чьим советам он доверяет. К кому он обращается, когда ему нужна подсказка или помощь? Поговорите со вдумчивым, высокого ранга сотрудником кадрового отдела, пусть он подыщет коуча для вашего начальника.

Если и это не поможет, остается еще одно: оградите себя и свой разум. Увеличьте количество позитивных занятий в своей личной жизни и в рабочее время (медитация, йога, упражнения, молитва, помощь другим, игра, надежды на будущее). Ваше дело — защищать себя, своих людей и свой отдел. И эта задача может оказаться чересчур тяжелой и изнурительной. Даже если поначалу это не будет сказываться на работе, ваша семья вполне ощутит последствия этих действий. И тогда работа превратится просто в работу, перестанет быть для вас источником смысла и удовлетворения.

Настал черед последнего варианта — увольняйтесь! Защитите себя, свою креативность, свой дух. Найти себе другое занятие или другое место работы. Жизнь чересчур коротка, и, если вашего босса ничем не прошибешь, не кладите на это жизнь.

Читайте по теме: