Четыре совета по улучшению офисного пространства | Большие Идеи
Управление персоналом
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Четыре совета по улучшению офисного пространства

Салли Августин
Четыре совета по улучшению офисного пространства

Большинство из нас признает, что качественный дизайн действительно влияет на образ мыслей и поведение людей. В наше время работодателю нужны сотрудники, преданные своему делу, а потому компания стремится стимулировать определенный тип поведения и мышления члена своей команды: очевидно, что при таком подходе следует уделить больше внимания организации рабочего пространства. Есть несколько средств, способных увеличить или, наоборот, уменьшить уровень вовлеченности сотрудника в рабочий процесс.

Психологи подошли с научной точки зрения к организации офисного пространства, и их уже сейчас можно назвать новыми гуру в сфере дизайна. Они попытались определить, как менялось поведение сотрудников в зависимости от организации их рабочего пространства. Люди ориентируются на то, как взаимодействуют в интерьере их когнитивный опыт, различные психологические факторы (например, потребность иметь личное пространство) и некоторые другие аспекты. И число их может быть весьма значительным: например, соотношение пространства и личности человека, а также его национальная культура.

Психологов, занимающихся этими сложными исследованиями, всего-то пара дюжин специалистов на весь мир, и именно они вплетают научные знания о дизайне помещений, которые пока хранятся в стенах университетов, в дизайн нашего рабочего пространства так, чтобы наша жизнь стала лучше.

Один из ключевых аспектов этих исследований — это влияние дизайна на настрой сотрудников. Именно он определяет уровень вовлеченности в работу: чем позитивнее атмосфера — тем выше производительность труда. Дизайн, цель которого состоит в том, чтобы вдохновить сотрудника на более эффективную деятельность, должен способствовать возникновению такого положительного настроя.

Рабочие места, которые спланированы с учетом интересов всех членов коллектива, показывают, как на самом деле к ним относится работодатель и к их вкладу в общее дело. Душевный подъем, порождаемый ощущением собственной значимости, улучшает эффективность работы. Можно извести тонны бумаги, отправляя в печать листовки, «кричащие» о целях и миссии компании, в подробностях описывающие, как же высоко ценятся все сотрудники своими работодателями. Но подобные заявления по большей части игнорируются самими сотрудниками. Они тратят много времени на «чтение» подобных сообщений, развешенных в офисе. В реальности же рабочие места стоят огромных денег: вспомните, сколько раз вы слышали поговорку «не слово, а дело». Именно поэтому посыл, который дает всем членам коллектива организация их рабочего пространства, имеет гораздо большее значение в их представлении, нежели пустые штампованные фразы.

Рабочее место — это показатель уважения к сотрудникам, оно формирует и саму атмосферу трудовой деятельности. Люди хотят выполнять свою работу хорошо. Эффективность труда на рабочем месте в значительной мере определяет и личную самооценку; немногие из нас хотели бы прожить жизнь человека, неспособного реализовать себя в профессиональной жизни.

В общем и целом, работа дизайнера начинается с общения: такой человек проводит беседу с сотрудниками, которым предстоит занимать это рабочее пространство, и задает людям вопросы насчет их работы и того, как дизайн рабочего пространства может оптимизировать продуктивность их деятельности. Но зачастую конечный результат проектных изысканий дизайнера не отражает результатов подобных обсуждений. Рабочие места обустраивают таким образом, чтобы они выглядели привлекательно или соответствовали стандартам, которые гендиректор компании только что видел в глянцевом журнале или на худой конец такой дизайн просто должен соответствовать какой-то мутно и плохо сформулированной цели вроде улучшения атмосферы сотрудничества в коллективе.

Дизайн рабочих мест должен быть реализован так, чтобы сотрудники, чем бы они ни были заняты, могли приносить максимальную пользу работодателю. Подобная занятость может быть совершенно различной: от написания рекламных листовок до финансового анализа и разработки стратегии компании — все что угодно.

Большинству сотрудников необходимо концентрироваться на текущем задании, что довольно сложно, если ты сидишь за перегородкой или если перегородки отсутствуют вовсе, и сотрудники вынуждены сидеть лицом к лицу за длинными столами, смотря друг на друга. Подобные открытые пространства едва ли способствуют позитивному общению. Все больше исследований показывает, что подобная организация офисного пространства вовсе не мотивирует людей на конструктивную работу и взаимодействие между сотрудниками.

советуем прочитать
Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать
Рынки покоряются старому опыту
Гарсиа-Каналь Эстебан,  Гильен Мауро