Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»
Мотивируйте сотрудников, просто помогая им лучше работать
Томас Чаморро-Премузик
Передовые организации уделяют огромное внимание эмоциональной вовлеченности персонала в дело компании. Но оправдано ли это?
В последние несколько десятилетий научные исследования убедительно доказали, что сотрудники, болеющие за дело, лучше работают, реже увольняются и активнее участвуют в жизни организаций. Также выяснилось, что вовлеченность персонала напрямую связана с уровнем успеха бизнеса и другими показателями эффективности.
В то же время настоящая ценность вовлеченности станет ясна только тогда, когда будет установлена не просто ее корреляция с результатами, но прямая причинно-следственная связь. Если доказать, что преданность сотрудников повышает показатели фирмы, у нас будет ясность по вопросу о том, что за нее и в самом деле нужно бороться.
Итак, действительно ли эмоциональная вовлеченность сотрудников порождает улучшение работы или просто более эффективно трудящиеся сотрудники одновременно больше других болеют за общее дело?
Как ни удивительно, для ответа на этот вопрос у нас не так уж много данных из практики. Это объясняется тем, что для установления причинно-следственной связи данные о вовлеченности и эффективности должны быть собраны в разные промежутки времени. Это позволило бы понять, вызывает ли рост вовлеченности повышение эффективности, и наоборот, приводит ли снижение вовлеченности к соответствующему ухудшению результатов. Этот подход также позволит определить, какой фактор первичен: повышение эффективности или рост вовлеченности.
Читайте материал по теме: Социальное давление мотивирует лучше, чем деньги
В одном из немногих достойных исследований на эту тему группа ученых под руководством Бена Шнейдера раскопала архивные данные по вовлеченности и эффективности для нескольких компаний из рейтинга Fortune 100. Это исследование особенно важно, поскольку ученые проверяли, в какой степени повышение уровня вовлеченности во всех отделах организации приводит к росту прибыли и цен на акции — и наоборот.
Результаты говорят о сложных взаимоотношениях между вовлеченностью и эффективностью: хотя повышение морального духа действительно предшествовало росту финансовых и экономических показателей, наблюдалась также и обратная корреляция. В действительности влияние роста финансовых и биржевых котировок на некоторые аспекты вовлеченности оказалось более заметным, чем обратное (морального духа на эти показатели).
Эти результаты предполагают, что более преданные сотрудники вполне могут быть причиной более эффективной работы компании. Но не менее правдоподобно и то, что более успешные компании заполучают более вовлеченный персонал — просто за счет своей успешности. В самом деле, когда дела идут хорошо, фирмы могут обеспечить сотрудникам более привлекательную зарплату и соцпакет, что, в свою очередь, приведет к росту чувства защищенности и даже личной самооценки.