Почему люди теряют мотивацию | Большие Идеи

・ Управление персоналом
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Почему люди
теряют мотивацию

Три совета руководителям, которые хотят повысить мотивацию сотрудников

Автор: Дэн Кейбл

Почему люди теряют мотивацию
BRANDON LYON/GETTY IMAGES

читайте также

Если руководитель засиделся в своем кресле, это вредит бизнесу

Канури Вамси,  Люо Сюемин,  Эндрюс Мишель

Помогите сотрудникам поймать правильный поток

Терри Гриффитт

Изобретайте ценности!

Елена Евграфова

Вашу инициативу высмеяли? Ей это только на пользу!

Эбен Харрелл

Каждому руководителю хотя бы однажды приходилось работать с человеком или, что хуже, группой людей, которые потеряли мотивацию. Грустно, не правда ли? Когда мы сами увлечены задачей, бывает сложно найти общий язык с теми, кто не хочет включаться в работу и достигать результатов. Иногда мы воспринимаем их негативный настрой как недостаток и считаем, что таким людям следует просто поработать над собой.

Хотя принять такую точку зрения легко, это убеждение контрпродуктивно и не учитывает основополагающих причин потери энтузиазма в работе (или его отсутствия в самом начале).

Чтобы добраться до сути проблемы, важно понять, что в человеке заложено желание чувствовать вдохновение и видеть смысл во всем, что он делает. Такова наша природа. Известно, что в мозге человека есть так называемая система вознаграждения, которая создает естественные импульсы к приобретению новых навыков и выполнению сложных, но наполненных смыслом задач. Удовлетворяя эти потребности, мы получаем выброс дофамина — нейромедиатора, отвечающего за мотивацию и удовольствие, после чего наше желание заниматься этой деятельностью возрастает еще больше. Когда наша система вознаграждения активирована, мы чувствуем себя более мотивированными, целеустремленными и воодушевленными. Мы чувствуем вкус жизни.

Исследование, эксперимент, познание — вот главные составляющие нашей жизни и работы. Трудность заключается в том, что привычный нам способ организации компаний слишком часто не дает сотрудникам заниматься этими видами деятельности.

Рассмотрим пример Тома, разработчика сайтов. Я встретился с ним во время консультации в бухгалтерской фирме. Том только окончил колледж, когда его наняли. Он был воодушевлен, ведь ему рассказали, что в фирме он может получить новые знания и профессионально вырасти. Но «медовый месяц» продлился недолго. «Вскоре я увидел, что у моего руководителя нет ни времени, ни терпения на эксперименты. Она больше заботилась о соблюдении порядка действий, чем о личностном развитии, и опасалась, что я попробую что-то новое, и из-за этого все пойдет не по плану. Возможности приобрести новый опыт практически не было», — рассказал мне Том.

Это отпугнуло Тома не сразу. Он работал над улучшением нескольких процессов и старался привнести индивидуальность в свою работу. Но поскольку начальница Тома была вынуждена следить за соблюдением определенных показателей сайта, она не могла содействовать реализации его идей. Шли недели и месяцы. Работа стала для Тома рутиной и наскучила ему, и вскоре он полностью потерял энтузиазм.

Нельзя винить Тома за это, ведь в любом человеке от природы заложена именно такая реакция. Таким образом наш организм сообщает, что наше предназначение — в чем-то другом, более важном. В постоянном исследовании и познании. Это наша биологическая особенность: часть адаптивного бессознательного определяет, что человек тратит свой потенциал зря.

Найти способ актировать систему вознаграждения работника — ключевая задача руководителя. Но как это сделать? Если вы похожи на начальницу Тома, скорее всего, у вас на пути встречаются организационные препятствия, и многие из них находятся вне зоны вашего контроля. Зачастую бывает невозможно игнорировать показатели производительности или переступать через принятые в компании процедуры и бюрократические препятствия.

Несмотря на эти трудности руководитель может активировать систему вознаграждения своих подчиненных, не затронув при этом корпоративную политику и культуру. Мой опыт работы с руководителями из разных стран мира говорит о том, что можно достичь бизнес-целей и в то же время сделать жизнь ваших сотрудников лучше с помощью трех небольших, но результативных стимулов, которые запустят их систему вознаграждения. Нужно подтолкнуть сотрудников к применению своих сильных сторон, создать возможности для эксперимента и помочь персонализировать цель их работы.

Самовыражение

Тысячелетиями философы утверждают, что люди обладают врожденным стремлением показать другим свою суть. Но каким-то образом жизнь в компании входит в противоречие с потребностью человека в самовыражении. Даже сегодня, когда мы восхваляем креативность и инновации, все еще существуют бюрократические должности, жесткие роли и стандартизированные системы оценки, вызывающие скорее тревогу, чем воодушевление и самовыражение.

Никто не хочет снова и снова выполнять заранее спланированные действия. Мы хотим использовать свои уникальные навыки и точку зрения, чтобы принимать собственные решения, которые помогут преуспеть всей команде. Когда людей заставляют думать о своих лучших качествах, их система вознаграждения активируется. Исследования показывают: если человек понимает и применяет свои индивидуальные сильные стороны, он чувствует себя более энергичным.

Руководители могут помочь подчиненным раскрыть свои лучшие качества, не нарушая должностной инструкции. Например, мы с коллегами провели исследование, в ходе которого выяснили, что новым сотрудникам проще быть собой в общении с коллегами после того, как их попросили записать истории о своих лучших достижениях и поделиться ими. Они чувствовали, что их ценят за уникальные качества. Результаты показывают, что новички, прошедшие такую адаптацию, успешнее добиваются расположения клиентов и с меньшей вероятностью увольняются в будущем.

Сотрудники хотят, чтобы их ценили за уникальные навыки и предлагаемые перспективные решения. Чем больше вы будете этому содействовать и напоминать подчиненным о роли, которую они играют в компании, тем лучше. Это не так сложно.  Например, в фонде Make-A-Wish и компании Novant Health руководители предложили сотрудникам самим придумывать названия своих должностей, чтобы люди могли подчеркнуть уникальность своих ролей в команде.

Эксперимент

Еще один способ активировать систему вознаграждения — создать «зону безопасности» для экспериментов, включающую элементы игры и поддержку со стороны коллектива. При этом формат игры еще и не допускает появления тревоги и страха.

Положительные эмоции, конечно, в любом случае важны, но дело не только в том, что игра «радует». Благодаря зонам безопасности для экспериментов появляется внутренняя мотивация, которая гораздо сильнее внешней, ведь она дает волю творчеству. Компании становятся более гибкими, поощряя сотрудников в разработке и тестировании новых подходов, которые затем оцениваются на основании того, какой эффект произвело внедрение новых идей.

Исследование ясно показывает, что отношение к изменениям и инновациям как к возможности экспериментировать и узнавать что-то новое благоприятнее, чем понимание их как рабочей ситуации, вызывающей волнение, нежелание рисковать и неготовность противостоять трудностям. К примеру, работники одного итальянского предприятия по производству крупной бытовой техники практиковались в бережливом производстве на конструкторе Lego, а не на варочных панелях.  Применяя новые техники, они экспериментировали с трансформацией собственных производственных линий. За две недели производственная команда освоила бережливое производство, сократив количество внутренних дефектов на 30% и повысив производительность на 25%.

Цель

Чтобы почувствовать, что у вашей работы есть цель, не обязательно лечить людей или делать мир лучше. Ощущение цели появляется, если мы видим причинно-следственную связь между своими усилиями и успехами команды. Например, оно обостряется, когда мы можем поделиться с командой своими мыслями об окружающей обстановке и возможных улучшениях. Это чувство мы испытываем, когда собственными глазами видим, как наш вклад помог другим людям и позволил преуспеть команде.

К примеру, когда по решению руководства в колл-центр пригласили получивших стипендию студентов, чтобы те поблагодарили сотрудников, которые привлекли для них эти средства, операторы стали более настойчивыми, и число звонков за смену возросло. Поскольку сотрудники почувствовали личную связь с конечным результатом своей работы, каждый звонок стал значительно эффективнее. Они собрали в среднем $9704,58 против $2459,44, собранных сотрудниками, которые не встречались со студентами.

Помните, что внушить ощущение цели невозможно единоразово. Здесь не получится обойтись только речью руководителей высшего звена на общем собрании о пользе продукции компании. Чтобы лучше прочувствовать цель своей работы, сотрудникам необходимо лично взаимодействовать с людьми, на которых она направлена.  Например, сотрудники Microsoft проводят время с клиентами, чтобы напрямую узнать об их проблемах и потребностях. Так, один менеджер по работе с клиентами целую неделю патрулировал улицы вместе с сотрудниками полиции, чтобы выяснить, когда и где им может пригодиться удаленный доступ к данным. Другой менеджер провел два дня в больнице, чтобы понять, к чему приведет отказ от печатной документации.

Активировать нашу систему вознаграждения несложно. Для руководителей конечный результат практически лежит на поверхности. И не нужно особого обаяния или мотивационных речей, чтобы воспользоваться этой энергией. Все, что необходимо, — согласованные усилия, которые привнесут самовыражение, экспериментаторство и персонализацию целей в то, что мы делаем.

Об авторе. Дэн Кейбл — исследователь организационного поведения, профессор в Лондонской школе бизнеса.