Учение — свет, когда учатся все | Большие Идеи
Управление персоналом

Учение — свет, когда учатся все

Ирина Пешкова
Учение — свет, когда учатся все

Более 70% компаний из списка Fortune 500 выделяют средства на программы наставничества, надеясь таким образом повысить производительность труда сотрудников. Но не пустые ли это траты? Всегда ли наставничество идет на пользу бизнесу?

Новое исследование показало, что программы наставничества действительно приносят плоды, но только если они обязательны для всех сотрудников. Если людям давать возможность решать, будут ли они участвовать в таких программах, чаще всего отказываются именно те, кому помощь кураторов нужнее всего.

Американские ученые провели эксперимент, состоявший из двух частей. Он продлился несколько месяцев и охватил 603 торговых представителя, работавших на приеме и обработке входящих звонков в колл-центре. Эти сотрудники только устроились на работу, то есть были новичками в коллективе.

Для начала ученые разделили испытуемых на группы. Во время первой части исследования 110 сотрудников, выбранных случайным образом, прошли обязательную четырехнедельную программу наставничества. Они встречались с кураторами, задавали им вопросы и получали обратную связь. По итогам первых двух месяцев работы эти сотрудники принесли компании в среднем на 19% больше выручки, чем их коллеги (171 человек), не участвовавшие в программе. А за полгода они сделали до 90% выручки отдела. Кроме того, люди, которых курировали менторы, на 14% реже увольнялись, хотя показатель текучести в их отделе был очень высок, особенно в первые месяцы работы.

Затем началась вторая фаза эксперимента. HR-специалисты, ответственные за обучение, уточнили у торговых представителей, ранее не участвовавших в программе, нужен ли им наставник. Тех, кто ответил «да», случайным образом разделили на две подгруппы.

С первой подгруппой стали заниматься кураторы, а второй сказали, что участвовать в программе они не смогут. В итоге исследователи не заметили большой разницы в производительности членов этих подгрупп. Однако сообща они принесли компании на 30% больше выручки, чем те, кто отказался от наставников.

В результате ученые пришли к выводу: меньше всего в программе наставничества нуждаются те, кто сам просит назначить себе кураторов. Те же, чьи показатели производительности вызывают вопросы, скорее, отказываются от наставников. Причин такого поведения две: либо эти сотрудники не уверены в себе и стесняются просить помощи, либо у них, наоборот, слишком завышенная самооценка, и они считают, что справятся сами.

Как оптимизировать траты на наставничество

Компаниям, реализующим программы наставничества, следует внедрять их на обязательной основе, считают исследователи. Затраты на такие программы велики, но часть из них обязательно оправдается. Это можно сравнить с выделением средств на рекламу: половина денег может быть потрачена впустую, но предугадать, какая именно, невозможно.

Конечно, не всегда удается предлагать наставничество по всем направлениям. Однако определить, кто действительно нуждается в помощи кураторов, практически невозможно. Ученые проанализировали демографические характеристики и личностные различия (по пяти показателям: экстраверсия, доброжелательность, сознательность, невротизм и открытость новому опыту) тех, кто отказался от наставников, но не обнаружили статистически значимой закономерности.

Компаниям, которые все же хотят внедрять ограниченные программы наставничества, исследователи советуют для начала проанализировать, как новые сотрудники справляются с работой в первые недели, и затем прикрепить кураторов к самым слабым из них.

советуем прочитать

Об авторе

Ирина Пешкова — старший редактор проекта «Большие идеи».

Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать
Гений нашелся
Ракшенко Лилия