Секрет ювелира | Большие Идеи

・ Маркетинговая стратегия
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»


Секрет ювелира

Автор: Батман Джон

читайте также

Зачем Dropbox, Slack и LinkedIn менеджеры по продажам

Андрис А. Золтнерс,  Прабхакант Синха,  Салли Лоример

Вселенская стройка

Нико Харчилава

Зачем управленцам математика?

Дейвенпорт Томас

Исполните свою мечту — возглавьте НКО

Льюк Уэйн,  Симмс Дэвид

Сильные брэнды — парадоксальное явление: сохраняя свою суть, они постоянно меняются. Прекрасный пример этого труднодостижимого равновесия — ремесленное производство. Изделия ремесленников создаются по определенным канонам, которые тем не менее допускают вариации формы и отделки и несут на себе печать индивидуальности. Тут можно вспомнить фильмы студии Pixar, сеть отелей Monaco компании Kimpton или принадлежащие Дэнни Мейеру рестораны Union Square.

Один из самых известных мировых брэндов этого типа — «Фаберже». Созданная 135 лет назад в Санкт-Петербурге семейная фирма «Фаберже» произвела десятки тысяч ювелирных изделий, от простеньких сережек до роскошных пасхальных яиц для императорского дома. В работе над этими изделиями участвовали сотни мастеров, но трудно избавиться от мысли, что все они придуманы и созданы одним человеком. К концу XIX века слава «Фаберже» гремела по всей Европе. Фирма процветала, у нее были отделения в Петербурге, Москве, Киеве, Одессе и Лондоне, в компании работало около 500 человек. Залогом успеха было сочетание художественного мастерства с удачной бизнес-моделью.

Карл Фаберже, в 1870 году унаследовавший от отца ювелирную лавочку, вскоре решил отказаться от выпуска украшений, ценность которых определялась в основном использованными материалами. Он сделал ставку на произведения, выделяющиеся из общей массы стилем и дизайном. Вместе с братьями Карл разработал самобытный фирменный стиль. Все изделия «Фаберже» отличаются утонченными пропорциями, богатой полихромной отделкой, искусным сочетанием драгоценных материалов, необычным рельефом. Изделия фирмы образуют серии: пасхальные яйца, шкатулки, сервизы, лавровые венки и т. п.

Организационным вопросам Фаберже уделял не меньше внимания, чем художественному стилю. В результате ему удалось создать необычную бизнес-модель, позволившую оптимизировать обе составляющие бизнеса. Фирма состояла из нескольких филиалов, у каждого был свой начальник — главный мастер. Фаберже лично участвовал в разработке образца каждого нового изделия, но, когда заканчивалась отделка и роспись, ответственность за изделие ложилась на руководителя мастерской, которой предстояло изготовлять серийные экземпляры. Под началом руководителя мастерской работали 64 ювелира — эмальеры, граверы, закрепщики ювелирных

вставок. Ювелиры сидели за столами особой формы, специально предназначенными для совместной работы.

Фирма ценила хороших специалистов: они получали постоянную работу и определенные социальные гарантии. Главные мастера могли становиться совладельцами — это повышало их заинтересованность в эффективном ведении дел. Понимая, что профессиональная гордость может стать мощным мотивирующим фактором и средством для продвижения фирменного стиля, Фаберже не скупился на похвалы, а мастерам, создававшим действительно талантливые произведения, он даже разрешал ставить на изделия личное клеймо. Неудивительно, что работники были преданы своей компании и уровень профессионализма в фирме был очень высоким.

После революции компания была закрыта. Карл Фаберже был вынужден уехать из России, он умер в Швейцарии в 1920 году. Но созданные Фаберже произведения сохранились, и их ценность со временем только растет — сегодня они по праву занимают место в ряду шедевров мирового искусства. Девять Императорских пасхальных яиц, входивших в коллекцию семейства Форбс, были приобретены в 2004 году российским нефтяным магнатом Виктором Вексельбергом за $100 млн.

Ремесленный брэнд создается лидером, который одинаково хорошо разбирается в профессиональных и организационных сторонах деятельности фирмы и понимает, как удовлетворить эстетические потребности потребителей и решить проблемы бизнеса. Такие люди — редкость. К их числу, несомненно, принадлежит главный дизайнер BMW Крис Бэнгл, а также глава знаменитого французского дома моды Юбер де Живанши (недаром после его ухода на пенсию компания целых десять лет не могла найти ему достойную замену). Фирмы, желающие пойти по стопам «Фаберже», Pixar и Kimpton, должны первым делом найти своих мастеров — в самой компании или за ее пределами. Работникам нужно предоставить свободу — для развития и совершенствования их творческих замыслов и организационную поддержку — для создания на базе этих замыслов сильных, устойчивых брэндов.