Почему презентации не всегда срабатывают | Большие Идеи

・ Прочее
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Почему презентации не
всегда срабатывают

К сожалению, презентация — не швейцарский перочинный нож, на все случаи жизни не годится.

Автор: Нэнси Дуарте

Почему презентации не всегда срабатывают

читайте также

(Не)детские истории: как сделать из ребенка вечного лузера или счастливого лидера

Оливер Джеймс

«Идеи для лидера»: мифы о стратегии, значение социальных сетей и рост мирового благосостояния

Никита Щуренков

Что делать, если ваши подчиненные плачут

Лиз Кислик

Почему Калифорния как магнит притягивает таланты

Орли Лобель

Мы редко задаем себе вопрос, действительно ли презентации — лучший способ подачи информации. Мы привычно, не задумываясь, создаем очередную презентацию. По некоторым данным, в мире ежесекундно проводится 350 таких выступлений.

К сожалению, презентация — не швейцарский перочинный нож, на все случаи жизни не годится. Да, это один из самых мощных инструментов влияния на аудиторию, но даже тщательно продуманная речь не подействует вне «своего» контекста. Порой гораздо уместнее и эффективнее оказывается беседа с глазу на глаз.

Как определить, что больше подходит к вашему случаю? Спросите себя, чего вы хотите добиться от аудитории. Ставите ли вы себе задачу одновременно информировать, развлекать и убеждать, хотите ли привить слушателям определенное мнение или добиваетесь также и действий? Или вы сами хотите получить какую-то информацию, спровоцировать дискуссию, подвести участников встречи к консенсусу, который нужен вам для осуществления следующих этапов вашего плана?

Общий принцип: если вам требуется взаимодействие с аудиторией, беседа окажется более продуктивной, чем лекция.

Особенно хорошо беседа удается, если все участники заранее получают те данные, которые будут обсуждаться. В противном случае драгоценное время расходуется на информирование, а не на основную задачу. Чтобы ускорить процесс, подготовьте визуальный файл — для себя я придумала термин «слайддок» — и разошлите его перед встречей.

Разумеется, сама по себе практика показывать визуальные файлы перед собранием не нова, однако зачастую «картинки» подбираются настолько невнятные, что без помощи лектора их не поймешь, или же на каждый слайд забивается столько «субтитров», что зрители не успевают ни прочесть, ни понять. Никто не обязан расшифровывать загадочные пункты и подпункты или продираться сквозь многословные комментарии. И вы будете очень разочарованы, потому что времени всмотреться у аудитории просто не хватит, и самые драгоценные ваши идеи при такой подаче затеряются. Значит, нужно дать слушателям файл в таком формате, чтобы его можно было прочесть вне контекста презентации — легко и быстро, самостоятельно вникнуть в его смысл.

Можно изготовить слайддок, разбив основную идею на ключевые пункты и проиллюстрировав их графиками или диаграммами, примерно так:

Исследования показали, что такая комбинация — текст с визуальным сопровождением — помогает аудитории понять и сохранить в памяти основные идеи доклада. Клинический психолог и научный писатель Хейг Куюмджян напоминает: «Наш мозг в основном занят обработкой образов (большая часть сенсорной коры отвечает именно за зрение), и обработке слов уделяется меньше внимания. Эта часть мозга существенно меньше». Значит, количество слов нужно сократить, однако сохранить достаточное количество объяснений, чтобы ваши слайды можно было понять не только с вашим голосовым сопровождением.

Слайддоки годятся не только в качестве предварительного чтения, но и как способ привлечь дополнительную аудиторию и для рассылки после встречи. Например, если влиятельный человек, обдумывая, стоит ли приходить на встречу, говорит вам: «Пришлите мне материалы», вы ему и направите слайддок, приложив к нему более подробную документацию. А после встречи, если аудитория одобрит вашу идею, можно разослать слайддок с пояснением, что конкретно участники могут сделать теперь, чтобы идея осуществилась.

Но почему в таких случаях используется софт и формат презентаций? Потому что эти программы оперируют контентными модулями, которые легко распространяются и воспринимаются, и обычному юзеру гораздо проще воспользоваться этими программами, комбинируя текст и картинки, чем обращаться к профессиональным программам. С помощью этих средств можно распространить свои идеи — и в этом суть.

Читайте по теме: