Социальная самоидентификация | Большие Идеи

・ Прочее


Социальная самоидентификация

Обратим внимание, что неудовлетворенность возникает и при кризисе сообщества, и при неудовлетворенности человека своим местом в нем.

Автор: Дмитрий Жуков

Социальная самоидентификация

читайте также

«Медитация? У меня нет времени на эту ерунду!»

Палена Нил

Ученье — свет?

Арутюнян Тигран

Пережить рецессию и вырваться вперед

Уолтер Фрик

Мы не помним то, что видим каждый день

Элисон Биард

Главной социальной потребностью человека является стремление принадлежать к определенному сообществу, потребность в социальной самоидентификации. Ощущая себя членом некой группы, человек спасается от страха одиночества — одной из экзистенциальных, то есть присущих всем людям, проблем.

Каждый человек ощущает себя одновременно и членом семьи, и представителем нации, и гражданином государства, и жителем города (села, хутора), и членом трудового коллектива, а также болельщиком «своей» футбольной команды, участником группы в соцсетях и т. д. Иногда сообщество, к которому человек причисляет себя — причем часто бессознательно, формируется на основании малозначительного, случайного признака. Это может быть фамилия, если она редкая или ее носит какой-нибудь выдающийся человек. Или цвет волос («Союз рыжих» Артура Конан Дойля) или общая болезнь («Родственные души» О’Генри). В рассказе Вадима Шефнера «Фиалка молчаливая» людей с переломами правой ноги помещали в одну палату, а в другую — с переломами левой. Так делали для того, «чтобы у больных была общая тема для разговоров».

Признак, на основании которого определяется причастность к группе, может быть и неявным, но часто социальная идентичность подчеркивается некими атрибутами. Особенности одежды были жестко, хотя и не всегда формально, регламентированы в сословном обществе. Французские революционеры XVIII века называли себя «санкюлотами». Современный корпоративный дресскод — это не столько ограничение личной свободы, сколько удовлетворение потребности человека в социальной самоидентификации. Если человек часто нарушает правила поведения, принятые в данной организации, — это не свидетельство независимости характера, а, скорее, признак неудачной социальной самоидентификации.

Неудовлетворенность собой порой ведет к постоянной смене сообществ. Такой человек меняет семьи, места работы, рабочую специальность, род занятий, города, страны ПМЖ, сексуальную ориентацию и, наконец, пол. Это можно назвать «поиском своего места в жизни», но, как правило, это свидетельствует о значительных проблемах в психике такого человека.

Читайте материал по теме: Пирамида Маслоу знает о мотивации далеко не все

Как правило, индивидуум идентифицирует себя, в первую очередь, с успешным сообществом (болеем за чемпиона, а не за вечного середнячка) и с таким, где он удовлетворен своим положением. Если одно из этих двух условий не выполняется, человек меняет свою социальную самоидентификацию. Измена — это лишь изменение социальной самоидентификации, а предательство — измена, сопряженная с ущербом для прежней социальной группы. Поэтому потенциальных предателей вражеские агенты ищут в среде недовольных.

Чтобы не становиться потенциальным предателем, да и для душевного равновесия вообще, человеку стоит создавать параллельные сообщества. Я писал уже (в посте «Как жить при неконтролируемом стрессе») о пользе хобби. Хобби — это же не только род занятий, но и социальные группы. Если индивидуум не удовлетворен текущим состоянием своей основной группы (семьи, рабочего коллектива и пр.) или своим положением в ней, то он спасается своими побочными занятиями. «Марочки мои, марочушечки! Одни вы меня никогда не раздражаете», — говорил филателист во «Втором нашествии марсиан» Стругацких.

Обратим внимание, что неудовлетворенность возникает и при кризисе сообщества, и при неудовлетворенности человека своим местом в нем. Так мы переходим к проблеме потребности в лидерстве и доминировании. Такая потребность, безусловно, существует, но ее роль не так однозначна, как часто говорят, да и сама эта потребность не так проста, как «доминируй, властвуй, унижай».