Счастливые дети рецессии | Большие Идеи

・ Экономика
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Счастливые
дети рецессии

Почему выпускники 2009-2011 годов меньше зарабатывают, но чувствуют себя более счастливыми

Автор: Эмили Бьянчи

Счастливые дети рецессии
ADAMKAZ/GETTY IMAGES

читайте также

Что реально нужно сделать для борьбы с вирусом Эбола

Кристофер Грэйвс

«Выпьем кофе?» — «Нет, спасибо»: что делать, если вы не всегда хотите общаться

Грег МакКеон,  Дженни Тайц

Стратегия для компании. Теория или реальность?

Роман Пахолков

Что не так с «черной пятницей» в онлайне

Зив Кармон ,  Хайян Ян

Когда выпускники вузов 2009, 2010 и 2011 годов вышли на рынок труда, их перспективы не вызывали оптимизма. Уровень безработицы достиг исторического максимума, и вакансии появлялись редко. Через девять месяцев после окончания высшего учебного заведения всего 56% выпускников 2010 года нашли работу. У многих из них она была временной, без социального пакета или не требовала наличия высшего образования.

Подобный первый опыт работы накладывает долговременный отрицательный отпечаток на дальнейшую карьеру. Например, те, кто окончил вуз во время экономического спада, зарабатывают меньше по сравнению с теми, чей выпуск пришелся на более благоприятные экономические условия, даже спустя десятилетия. Часто они работают в небольших, менее престижных компаниях с более низким уровнем зарплат. Аналогичная тенденция наблюдается среди тех, кто достиг вершины карьерной лестницы. Люди, окончившие высшее учебное заведение в период экономического спада и ставшие впоследствии CEO, часто руководят небольшими, менее престижными компаниями по сравнению с теми, кто начал карьеру в более благоприятные времена.

Долгосрочное отрицательное воздействие экономического спада на зарплаты и престижность работы не вызывает сомнений, однако, что удивительно, он положительно влияет на другие аспекты трудовой жизни человека.

Например, люди, вливающиеся в ряды трудящихся в период рецессии, обычно больше довольны своей работой по сравнению с теми, кто завершил образование в более благоприятный момент. В одной из своих работ я изучила отношение к работе 1638 человек за 15-летний период. Несмотря на то что они зарабатывали меньше тех, кто начал карьеру в более благоприятных условиях, выпускники периода рецессии были более довольны своей работой как в начале карьеры, так и годы спустя. Этот эффект не объясняется различием в сферах деятельности или выборе профессии. Люди, завершившие образование в период экономического спада, чаще рассматривали свою работу в более позитивном ключе и испытывали большее удовлетворение ею. Они не предавались бесконечным размышлениям о правильности выбора жизненного пути или об упущенных возможностях, а думали о положительных сторонах своей работы и были благодарны за имеющиеся у них возможности. С другой стороны люди, начавшие карьеру в благополучные времена, чаще испытывали сожаления, терзались сомнениями и сопоставляли возможные варианты.

Если люди выходят на рынок труда во время рецессии, это влияет на отношение не только к работе, но и к себе. Одним из признаков сосредоточенности на себе является нарциссизм — убежденность в своей избранности, уникальности и праве на положительный результат. Подобный образ мышления может дорого обходиться на работе. Для нарциссов на первом месте стоят собственные интересы, даже если они наносят вред интересам других людей. Они с большей долей вероятности будут проявлять злость и агрессию или совершат хищение у работодателей или акционеров.

Одна из причин, по которым выпускники периода экономического спада реже воспринимают себя неадекватно, связана с тем, что нарциссизм, по-видимому, сдерживается трудностями и неудачами. Люди, начавшие карьеру в неблагоприятных экономических условиях, часто испытывают проблемы с поиском работы и построением карьеры. Многие вынуждены вернуться домой, работать там, где не требуется высшее образование, или заняты на нескольких временных работах. Все это не дает стать независимыми и построить карьеру, однако в то же время мешает излишнему самодовольству.

Я проверила, действительно ли окончание вуза в период экономического спада сдерживает развитие нарциссизма, используя данные репрезентативной выборки более 30 тыс. американцев. Выяснилось, что среди людей, выросших в период более сложных экономических условий, меньше нарциссов, чем среди тех, чье совершеннолетие пришлось на более благоприятные времена. Аналогичная тенденция наблюдается и среди CEO. Лидеры компаний, начавшие карьеру в тяжелые времена, меньше склонны к нарциссизму.

Учитывая, что те, кто окончил вуз в период экономического спада, реже бывают нарциссами, может быть, они также реже нарушают моральные и этические нормы? На эту мысль наводят некоторые данные. Прошлые исследования показывают, что нарциссы чаще ведут себя неэтично, саботируют работу коллег и признаются виновными в экономических преступлениях. Мы с коллегой Ахароном Мохливером обнаружили, что CEO, начавшие свою карьеру в период рецессии, реже оформляли задним числом опционы на акции (незаконная и распространенная в конце 1990-х — начале 2000-х годов практика). Они не только не считали себя в высшей степени важными персонами, заслуживающими повышенного внимания и похвалы, но и реже занимались собственным обогащением за счет своих организаций.

Многие из тех, кто начал карьеру в годы рецессии , по-прежнему страдают от последствий того, что начали свой трудовой путь во времена беспокойства и неопределенности. У них есть пробелы в резюме и меньше нулей в зарплате. Но этот трудный опыт помог им стать более счастливыми, менее поглощенными собой и более этичными работниками.

Об авторе. Эмили Бьянчи (Emily C. Bianchi) — старший преподаватель организации и управления в Школе бизнеса Гисуэты Университета Эмори (США).