читайте также
Преимущества разных географических локаций в бизнес-литературе исследуют уже несколько десятилетий. Обычно речь идет о кластерах, где географическая близость множества компаний создает преимущество в доступе к рынкам квалифицированного труда, технической экспертизы и сбыта.
В большинстве случаев новые кластеры возникают не стихийно: над привлечением бизнеса в определенный район работают региональные или местные власти, а правительства стран создают особые экономические зоны (ОЭЗ). Новый тренд в исследованиях значения локации для компании — так называемая микрогеография. Выгоды бизнеса от правильного соседства видны, если рассматривается уровень улицы, квартала или даже офисного здания. Следуя этому тренду, группа исследователей из НИУ ВШЭ под руководством профессора стратегического менеджмента Игоря Гуркова решила присмотреться к производственным предприятиям, разместившимся на территории индустриального парка.
В большинстве стран, включая Россию, открыть какое бы то ни было производство в чистом поле (greenfield) неимоверно сложно, и потому в мире весьма распространена модель «подселения» нового предприятия на территорию уже имеющегося. Если же готовая промышленная площадка вдобавок находится внутри зоны с особым налоговым режимом, выгода размещения производства именно там очевидна. В России, кроме особых экономических зон, с 2015 года законодательно определены так называемые территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР). Они создаются в моногородах и на прежде закрытых территориях (ЗАТО).
В начале 2020 года группа Гуркова провела полевое исследование ТОСЭР города Тольятти, сосредоточившись на одном из четырех индустриальных парков города. Парк «АвтоВАЗ» был учрежден в 2016 году, когда финансовое положение компании «АвтоВАЗ», контролируемой французской Renault, было особенно тяжелым: в 2015 году выпуск автомобилей упал на 39% по сравнению с предыдущим годом. Восстановление шло очень медленно, и увольнения казались неизбежными, однако вновь назначенный президент «АвтоВАЗа» Николя Мор (в настоящее время старший вице-президент и председатель Евразийского региона Renault Group) сумел сохранить около тысячи работников, направив их на ремонт здания бывшего станкоинструментального производства и других пустующих помещений. На ремонт было потрачено 500 млн рублей.
Свободное офисное здание «АвтоВАЗ» сдал в аренду Сбербанку, который разместил в нем контакт-центр на 1200 сотрудников, а в производственные и складские помещения стали постепенно заселяться промышленные компании. Сейчас в индустриальном парке «АвтоВАЗ» 18 резидентов. Это российские и европейские фирмы, в большинстве своем — поставщики продукции или услуг для автогиганта. Всего же в четырех парках внутри ТОСЭР «Тольятти» на начало 2020 года числилось 75 резидентов — в основном это производители автомобильных компонентов, но есть и компании из других, не связанных с заводом отраслей.
Исследование НИУ ВШЭ включало серию двойных структурированных интервью: ученые беседовали с руководителями компаний-резидентов и с руководством индустриального парка «АвтоВАЗ», сверяя их ответы на аналогичные вопросы. Они стремились выяснить, в чем стороны видят преимущества близкого соседства, что дает арендаторам статус резидента ТОСЭР и как строятся отношения с автогигантом. В основном ученых интересовали практические выгоды: объем первоначальных инвестиций в средства производства, удобство зданий и инфраструктуры.
Руководители фирм-резидентов в ответах указывали как на выгоды статуса резидента ТОСЭР (низкие налоги), так и на специфические преимущества парка. Упоминались умеренная ставка аренды, готовность площадей к немедленному использованию, подбор и «тюнинг» сдаваемых в аренду помещений под специфические нужды арендатора. Для одной фирмы важно было отсутствие внутренних перегородок в помещении, для другой — высокая несущая способность полов, требуемая для размещения многотонного промышленного оборудования.
Показательно, что лишь треть арендаторов индустриального парка «АвтоВАЗ» стала резидентами ТОСЭР и получила льготы по налогам. Дело в том, что этот статус предполагает, что продажи фирмы градообразующему предприятию ТОСЭР не превышают 50% общего объема сбыта. В Тольятти, где доминирует автогигант, значительная часть фирм-резидентов предпочла сконцентрироваться на поставках на «АвтоВАЗ», а не получать льготы от ТОСЭР, диверсифицировав свой сбыт.
Оценив в целом опыт «подселения с обслуживанием» в индустриальных парках крупнейших ТОСЭР страны (Тольятти и Набережные Челны), исследователи пришли к выводу, что этот формат помогает успешно реализовать небольшие промышленные проекты с минимальными рисками инвестирования и быстрым достижением точки безубыточности. Во-первых, бизнес экономит на строительстве и подключении объекта к инфраструктуре; во-вторых, снижаются многие «малозаметные» текущие расходы (охрана, парковка, организация питания). Дополнительные преимущества индустриального парка: здесь легко найти и арендовать вспомогательное оборудование, получить помощь в подборе персонала. Наконец, сам договор аренды площади может быть краткосрочным (от года). Все это помогает минимизировать затраты на вход, функционирование и выход из промышленного проекта.
Крупному предприятию такая аренда тоже выгодна: можно управлять затратами своих поставщиков, частично субсидируя условно-постоянные затраты арендаторов и отслеживая их переменные издержки (расходы на воду, тепло, электроэнергию и проч.). Включив в договор аренды пункт о периодическом видеоконтроле арендуемых площадей, арендодатель увидит, насколько эффективно работает поставщик — и если тот окажется недобросовестным, от него можно избавиться, не продлив договор аренды. При таком способе взаимодействия предприятие советского типа, обремененное дочерними вспомогательными производствами, преобразуется в гибкую сеть, распространяющую принципы эджайл на компании, находящиеся вне ее прямого финансового контроля.
«Индикатором перехода экономики к подъему будет запуск новых промышленных предприятий. Скорее всего, отечественные и особенно зарубежные инвесторы в ближайшие годы отдадут предпочтение небольшим проектам с минимальными рисками и быстрым выходом в прибыль», — говорит Игорь Гурков. Опыт инвестпроектов в индустриальных парках на территориях ТОСЭР в моногородах доказывает, что такие проекты вполне осуществимы. В России сейчас более ста ТОСЭР, а общее количество их компаний-резидентов перевалило за тысячу.
«Сейчас вероятность высвобождения производственных площадей на крупных предприятиях РФ весьма высока, однако лишь немногие из них будут готовы потратить финансовые ресурсы на “рекультивацию” лишних зданий. В такой ситуации потенциальные инвесторы, желающие воспользоваться налоговыми выгодами ТОСЭР, должны взять инициативу на себя», — говорит Гурков.
Инвесторам, ищущим площадки для небольших производств, исследователи рекомендуют стратегию из нескольких шагов.
Ознакомиться со списком ТОСЭР, обращая внимание на разрешенные резидентам виды деятельности, требования по минимальному объему капитальных вложений и численности занятых, а также на дату создания ТОСЭР (льготы по взносам во внебюджетные фонды действуют три года после открытия ТОСЭР).
Приглядеться к предприятиям, владеющим территориями отобранных вами ТОСЭР, оценив этапы реконструкции (модернизации), направления и масштаб деятельности, динамику производства за последнее время.
Выбрав подходящие площадки, направить запрос в управляющую компанию ТОСЭР, четко указав не только желаемую площадь производственных и складских (вспомогательных) помещений, но и специфические технические характеристики помещений и инженерной инфраструктуры.
Если помещения в целом подходят, но отдельные элементы «недотягивают» до требований, в бизнес-плане, который потенциальный резидент обязан представить в управляющую компанию ТОСЭР для регистрации, можно указать кредит арендодателю на перепланировку/оснащение в счет будущих арендных платежей.
Принцип разделения затрат и выгод при трансформации свободных производственных площадей предприятий, расположенных на территориях ТОСЭР, в индустриальные парки с полным набором услуг для резидентов поможет привлечь инвесторов и создать новые рабочие места.
Об исследовании «Russian territories of outrunning development in mono-cities: Current and prospective opportunities for foreign investment into manufacturing», Igor Gurkov et al (Journal of East-West Business. 2020).
НА ПРАКТИКЕ: «Здесь не слишком дорогая аренда и подготовленная площадка»
Внутри города Тольятти, объявленного территорией опережающего развития (ТОСЭР), находится четыре индустриальных парка, где бизнес может арендовать площади для собственного производства. Компания «БИА» — резидент сразу двух таких парков. Мы расспросили ее гендиректора Ирину Арапову о преимуществах локации.
Как ваша компания оказалась в Тольятти?
Наш учредитель, французская компания BIA, именно в Тольятти на заводе «АвтоВАЗ» нашла коллектив, способный обеспечить сервисное обслуживание своих испытательных стендов. А потом, когда собралась команда высокопрофессиональных конструкторов, инженерно-технических работников, метрологов, администраторов, в Тольятти начали конструировать новое оборудование под знаком BIA. Вообще наш коллектив состоит из уникальных специалистов: в 2018 году ООО «БИА», единственная в Тольятти, получила лицензию на метрологическую экспертизу.
Когда и где появилась российская компания?
Французская BIA открыла российский филиал в 2014 году в технопарке «Жигулевская долина». В индустриальном парке «АвтоВАЗ» мы поселились в начале 2019 года, открыв здесь большой цех с множеством разных участков.
На «АвтоВАЗе» мы ведем сборку и испытания оборудования, а в «Жигулевской долине» занимаемся его разработкой и проектированием. Часть нашего сборочного производства остается там, но его масштабы меньше, чем в парке «АвтоВАЗ». Две наши площадки расположены в полукилометре друг от друга.
Когда вы стали резидентом ТОСЭР «Тольятти» и получили положенные льготы по налогам? Что для этого потребовалось?
ООО «БИА» стала резидентом с 2017 года, выполнив общие условия для резидентов, то есть создав необходимое количество рабочих мест, вложив требуемый объем инвестиций и обеспечив продажи так, чтобы не более половины от общей выручки приходилось на градообразующее предприятие, в данном случае «АвтоВАЗ».
Ваши основные заказчики — предприятия автопрома. Насколько трудно было находить клиентов вне «АвтоВАЗа»?
Это получалось само собой. От «АвтоВАЗа» мы получали много заказов, но, кроме этого, мы выполняли разработки и поставку оборудования для КАМАЗ, ГАЗ, МЗКТ, «ВСМПО-Ависма», НИИ автомобильной и автомоторной промышленности (НАМИ). Также проводили испытания по правилам защиты пешехода для заказчика из Казахстана.
Одним из первых наших проектов была модернизация стенда-опрокидывателя для НАМИ. По сути, мы заново сделали гидропривод и программную часть. Этот стенд используется для определения поперечной статической устойчивости: платформа поднимает и опускает автомобиль, чтобы проверить, при каком угле наклона машина начнет заваливаться.
Что является вашим основным продуктом?
Мы собираем уникальное стендовое оборудование под ключ для самых разных испытаний: от кузова до коробки передач. Весь жизненный цикл продукта, начиная от конструкторской проработки и до поставки заказчику и сборки на его площадке, мы ведем своими силами и только некоторые виды механической обработки заказываем у соседей по индустриальному парку.
В чем преимущества индустриального парка как промышленной локации?
Они лежат на поверхности. Главные — это подготовленная площадка и не слишком кусающаяся ставка аренды. Подвод электричества, сжатого воздуха и воды — необходимое условие для промышленного объекта. Здесь эти вопросы решаются очень легко: свое энергоснабжение и т. д. Кроме того, в парке «АвтоВАЗ» можно получить дополнительные услуги, например погрузку автокраном. Это важно, ведь мы проектируем и испытываем у себя оборудование весом до 35 тонн.
Есть ли различия между вашими двумя площадками?
«Жигулевская долина» — это технопарк. Там всего два небольших производственных корпуса, один из которых занимаем мы. Остальные помещения —офисы. Владеет технопарком государство — точнее, Самарская область, а его партнером является «Сколково». Приоритет технопарков — ведение инновационных проектов. Их резиденты в основном заняты разработками, и у БИА здесь работают конструкторские и бизнес-подразделения.
Кто ваши соседи в технопарке и в индустриальном парке?
Здесь нет какой-то общей сферы или даже отрасли. Направления в действительности очень разные. Напротив нас размещается колл-центр, одни соседи занимаются двигателями внутреннего сгорания, а другие, допустим, производством антисептиков. В теории может быть какая-то синергия, но на практике я такого не вижу. Это не Кремниевая долина с ее концентрацией ИТ-компаний. Скорее — случайное сочетание предприятий разных отраслей.