читайте также
В результате государственных мер и функционирования рынков для торговли квотами на выбросы парниковых газов мы, по-видимому, неизбежно придем к тому, что по всему миру за выбросы нужно будет платить определенную цену. В подтверждение можно добавить, что такая цена предусмотрена в нескольких законопроектах Конгресса, но тот же эффект дадут и другие механизмы, такие как установление ограничений по объему парниковых газов для сектора или географического региона. Как показывают экономические модели и опыт Системы торговли квотами на выбросы парниковых газов ЕС (ETS), в краткосрочной перспективе цена будет составлять от $50 до $100 за тонну эквивалента CO2, и в дальнейшем она будет расти. Если взять в расчет значение в $100 за тонну, получается сумма примерно в 5% общего объема мировой экономики. Это огромная цифра. И кто будет нести такие обязательства? Мировые корпорации.
Корпоративные активисты, выступающие за борьбу с изменениями климата, грустно шутят, что выполнять климатические программы всегда «задача следующего CEO». Но у каждой компании с учетом ее выбросов есть непокрытая «короткая углеродная позиция», и эти неявные обязательства нужно признать. Эта короткая позиция возникает вследствие выбросов парниковых газов, обусловленных собственно деятельностью компании (сферы охвата 1 и 2 в соответствии с терминологией климатического учета — прямые и косвенные энергетические выбросы) и связанных с ее продукцией и услугами (сфера охвата 3 — все остальные косвенные выбросы). Большинство компаний не учитывают эти обязательства, потому что сегодня цена таких выбросов равна нулю и в прошлом году была равна нулю, поэтому кажется естественным, что и в дальнейшем она останется такой же. Можно сказать, что компании выходят на фьючерсный углеродный рынок с допущением, что эта фундаментальная составляющая себестоимости никогда не изменится. Любой, кто работает на сырьевом рынке, знает, что непокрытые позиции из прибыльных могут в мгновение ока выйти в большой убыток.
Как говорит на этот счет партнер Generation Investment Management Николаc Кукрика, «компаниям нужно управлять своими обязательствами в части выбросов парниковых газов, и пока еще у них есть время, если они уже сегодня займутся снижением рисков. Руководству корпораций, может быть, хотелось бы подождать появления “более дешевых технологий”, но есть вполне экономически целесообразные проекты даже при сегодняшних сравнительно низких ценах на выбросы».
Чтобы оценить последствия для отдельно взятой компании, рассмотрим пример ExxonMobil. Недавно инвестор-активист Engine No. 1, владеющий небольшим пакетом акций, добился замещения трех членов совета директоров компании. Причина — отсутствие понимания, что энергетическая трансформация требует принципиальных изменений стратегии и соответствующих решений о распределении капитала. Почему инвесторы были так возмущены? В 2020 году выбросы ExxonMobil составили 112 млн тонн эквивалента CO2 (помимо углекислого газа учитываются и другие парниковые газы, например метан). При цене в $100 за тонну обязательства компании по выбросам составляли бы $11 млрд в год. Поскольку за последние пять лет компания зарабатывала в среднем только $8 млрд, это означало бы скорое банкротство. Весьма показательно, чтобы наконец обратить внимание совета директоров на проблему. Добавьте к этому долю компании из суммарных $60 млрд применительно к 600 млн тонн ее косвенных выбросов сферы охвата 3 (неизвестно, какую часть этой нагрузки удалось бы переложить на плечи покупателей) — и картина вырисовывается еще более мрачная.
Некоторые компании предпочитают действовать уже сейчас. Возьмем для примера европейскую авиакомпанию-лоукостер Ryanair. Как и все остальные участники отрасли, Ryanair изначально, по сути своей деятельности, поставщик выбросов, поскольку не существует готовой и доступной альтернативы ископаемым видам топлива, которая могла бы использоваться в сфере бизнеса авиаперевозчиков. Послушайте запись конференц-колла Ryanair от 17 мая 2021 года по подведению итогов финансового года, закончившегося 31 марта 2021-го, и вы поймете концепцию на будущее. Выбросы парниковых газов в 2020 году обошлись компании в €150 млн. С того времени в ЕС цена за тонну эквивалента CO2 выросла вдвое. Однако компания уже купила опционы на CO2, чтобы хеджировать свои обязательства и не допустить их роста до 10% от суммы ожидаемой прибыли или около того в соответствии с оценкой одного из аналитиков.
В Ryanair намерены укреплять конкурентные преимущества за счет топливоэффективного парка самолетов и работы над повышением операционной эффективности. В компании заявляют, что любой пассажир, который предпочитает Ryanair традиционным авиаперевозчикам, на 50% уменьшает свой экологический след (степень оказываемого им вредного воздействия на окружающую среду). В компании уверены, что по мере повышения платы за выбросы они будут отвоевывать долю рынка за счет ценовой конкуренции и брендинга. CEO группы Майкл О’Лири на конференц-колле о финансовых результатах заявил, что компания нацелена «добиться нулевого баланса выбросов к 2050 году и в дальнейшем сократить потребление топлива и сделать перелеты с Ryanair еще более экологичными». Они управляют климатическим риском как финансовым риском.
Нужно, чтобы компании начали покрывать свои «короткие углеродные позиции» уже сегодня, и для этого они должны предпринять пять шагов:
1. Оцените свои позиции в эквиваленте CO2. Рассчитайте для компании и ее цепи поставок общий объем выбросов и удельный показатель углеродоемкости (в тоннах на доллар выручки). Используйте в расчетах сферы охвата 1, 2 и 3 для определения прямых, косвенных энергетических и прочих косвенных выбросов, которые, вероятно, вскоре будут рассчитываться в отчетности.
2. Без учета каких-либо капитальных проектов определите, повышается ли или понижается углеродоемкость с ростом выручки, и смоделируйте все будущие выбросы.
3. Определите ряд значений цены и временные этапы их применения. Базовый подход — принять для начала значение $50 в 2022 году, $100 в 2024, $200 в 2026 и $300 в 2028 году. Это один примерный ряд будущей динамики цены, при сценарном анализе можно использовать несколько вариантов.
4. Оцените будущие объемы выбросов, перемножив будущие значения цены на объемы выбросов за каждый год, и определите совокупные годовые издержки.
5. Рассчитайте приведенную стоимость «углеродных денежных потоков», применив к будущим значениям в качестве коэффициента дисконтирования показатель стоимости капитала компании, и рассчитайте совокупный экономический эффект в сегодняшних долларах.
С учетом совокупного экономического эффекта компания может оценивать набор возможных капитальных проектов и на основе этого решать, какие выбросы нужно сокращать. Некоторые варианты будут изначально эффективны и целесообразны даже при низкой стоимости выбросов. Могут подойти и проекты с низкой капиталоемкостью и долгим сроком запуска, их можно начать сейчас с расчетом на то, что с их помощью удастся сокращать выбросы, когда их цена будет расти. Будут и более капиталоемкие проекты, которые стоит планировать сейчас, а дать ход им можно будет позднее, когда станет более ясна тенденция цен на выбросы. Некоторые компании предпочтут покупку углеродных единиц для компенсации выбросов, но эта практика еще не устоялась, и риски по-прежнему высоки.
Сегодня цена выбросов во многих местах равна нулю, но маловероятно, что так оно и будет в дальнейшем. В связи с этим будет очень эффективно оценить «короткую углеродную позицию» компании при нескольких значениях цены. Приведенные здесь рекомендации помогут обратить внимание менеджмента и совета директоров на эту проблему и побудить руководство задуматься о необходимых изменениях в стратегии и распределении капитала в условиях повсеместного перехода к нулевому балансу выбросов. И особенно действенно будет продемонстрировать инвесторам, как компания работает. Для начала важно сформулировать свой подход к использованию приведенных выше пяти шагов и описать проекты оптимизации и капиталовложений. При правильном применении эти меры помогут сократить и углеродоемкость, и объемы выбросов в абсолютном выражении, а кроме того, позаботиться об акционерной стоимости бизнеса в условиях декарбонизации экономики.
О продвижении в работе с «короткой углеродной позицией» каждая компания должна отчитываться ежеквартально в рамках конференц-коллов, посвященных финансовым результатам. Да, у компаний должен был долгосрочный план покрытия этих обязательств и достижения нулевого баланса выбросов к 2050 году, но важны и промежуточные краткосрочные отчеты о рисках и результатах его выполнения. Это больше не задача следующего CEO.
Об авторах
Роберт Экклз (Robert G. Eccles) — приглашенный профессор практического менеджмента в Школе бизнеса Саида при Оксфордском университете, старший советник Boston Consulting Group.
Джон Малликен (John Mulliken) — основатель Carbonware.org и бывший технический директор (CTO) Wayfair.