Высшее образование — народу! | Большие Идеи

・ Экономика

Высшее образование
— народу!

И мы получим экономический рост и изобилие.

Авторы: Кханна Параг , Кхемка Каран

Высшее образование — народу!

читайте также

Привлечь и заразить

Кавасаки Гай

Все мы немного китайцы

Алтер Адам

«Занимаясь искусством, мы создаем основу для выживания человека»

Анна Натитник

Перестаньте говорить «Я понимаю», если на самом деле это не так

Бренда Уэнзил,  Кэтрин Хит

Существует прямая зависимость между долей населения страны, обучающегося в вузах и университетах, и ее благосостоянием. На развивающихся рынках, в том числе в Индии и Китае, последние годы доходы людей повышались одновременно с количеством студентов. Хотя корреляция не всегда отражает причинно-следственную связь, утверждение, что высшее образование способствует повышению производительности и финансового благополучия, вполне обоснованно. Образование создает человеческий капитал, благодаря которому становится возможным экономическое развитие. Значит, резко увеличивать инвестиции в коммерческое высшее образование — выгодно.

Развивающимся странам не нужны выпускники того типа, которые выходят из стен западных университетов. Им требуются специалисты не столько широкого профиля, сколько конкретных дисциплин, отвечающих потребностям их рынков: прежде всего инженеры и менеджеры. Перенимать западную модель — непозволительная роскошь для развивающихся стран. Поэтому программы их университетов нацелены прежде всего на то, чтобы выпускники восполняли нехватку специалистов на рынке труда. Такие программы создаются с расчетом на возможность расширять их по мере надобности. Част­ные вузы и университеты развивающихся стран в состоянии вкладывать деньги в свое развитие и в качественное образование, конкурируя с государст­венными. Для ­развивающихся стран это лучший способ обеспечить себя ­квалифицированной рабочей силой, создать больше рабочих мест, расширить потребительскую базу и добиться стабильного роста экономики.

В то же время вузы — золотое дно для инвесторов, которые только начинают это понимать. Ни одному бизнесу, кроме образования, не присущи сразу несколько следующих особенностей:

нет надобности в оборотном капитале; студенты платят вперед, в начале семестра или учебного года;

стабильный, предсказуемый доход; студенты посещают вуз, пока продолжается программа, обычно четыре года;

высокий входной барьер (имеется в виду законодательство, земля

и капитал);

цены растут быстрее инфляции;

спрос превышает предложение.

На развивающихся рынках частное образовании уже сейчас превратилось в очень прибыльную миллиардную отрасль. В Индии ­доходы ­отдельных кампусов доходят до $150 млн, при 50% рентабельности и 35% внутренней ставки рентабельности. В Малайзии частные вузы — это рынок стоимостью $2,4 млрд, что составляет около 1% ВВП страны. Фонды прямых инвестиций, например китайский Actisе и бразильский GP Investments, уже владеют долями в новых частных университетах Восточной Азии и Латинской Америки.

И все же бизнес недооценивает значимость образования. Частных инвесторов могло бы быть гораздо больше, да и государства могли бы активнее стимулировать его развитие.

В некоторых странах власти сдерживают развитие частных вузов и университетов. Это неразумно. Частное инвестирование способствует притоку студентов в част­ные вузы. В Китае бизнес получил доступ к рынку образования еще в 2001 году. Власти Китая разработали соответствующие законы, в том числе налоговые, и сформировало особые контролирующие органы. С 2000 по 2008 год количество студентов выросло в Китае на 21%, а в Индии (там участие бизнеса в образовании запрещено и предприниматели вынуждены искать всякие обходные пути) — всего на 7%.

Образование обычно рассматривают как общественное благо, а раз так, то очень важно, чтобы образовательные учреждения несли ответственность

и перед студентами, и перед гражданами страны. И поскольку ради экономического процветания развивающегося мира высшее образование тут должно стать действительно общенародным, вузам и университетам нужно сотрудничать с властями и инвестиционным сообществом. Это позволило бы восполнить недостаток образовательных учреждений в мире за счет частных, коммерческих вузов.