читайте также
Хорошие институты не рождаются сами собой; они требуют большого труда всего общества.
Успехи и провалы целых стран можно объяснять объективными обстоятельствами: историей, географией, культурой, разницей в уровне накопленного богатства или доступных технологий. Но на самом деле развитие наций останавливает не это, а отсутствие политической и экономической конкуренции и огромные барьеры между элитами и «населением».
Эту «антиэлитную» концепцию 47-летний экономист, профессор MIT Дарон Аджемоглу, несомненный будущий нобелевский лауреат по экономике, в 2009 году обосновал в тысячестраничном, весьма изобилующем формулами учебнике «Введение в современный экономический рост». Затем вместе с гарвардским экономистом и политологом Джеймсом Робинсоном описал ее в популярной книге «Why Nations Fail. The Origins of Power, Prosperity, and Poverty» (Почему страны не богатеют. Происхождение власти, процветания и нищеты.) Книга легла на подготовленную почву: институционалисты уже несколько десятилетий пытались объяснить, как общественное устройство и правила игры влияют на национальное благосостояние. Книга сразу разошлась по тысячам цитат, став мостиком между историческими, экономическими и политическими исследованиями проблем роста.
Правила игры, выгодные для элитных групп, Аджемоглу-Робинсон называют «экстрактивными институтами». Их вполне осознанно насаждают и неустанно поддерживают власти, получающие колоссальный выигрыш от политической и экономической монополии, от своего статуса распределителя общественных благ. И народ это интуитивно понимает: «Посмотрите, как они там наверху живут», «все разворовали» — говорят люди на улице, вполне точно описывая положение тех, кто, получив власть, смотрит на нее как на естественный источник привилегий. Все институты в таких обществах дают одной части общества исключительные права относительно других. Слабое развитие образования, повсеместная коррупция — все это не случайные недочеты, а прямое следствие монополизации власти элитой и распоряжение этой властью в целях воспроизводства своего могущества.
Редкие общества, организованные иначе, но лидирующие в глобальном экономическом развитии, Аджемоглу-Робинсон называют инклюзивными: в них власть распределена и конкурентна. Инклюзивные институты не рождаются сами собой и не могут быть привнесены извне. На протяжении истории человечества ни одна элита не думала поделиться властью и богатством, сформировав прозрачное, подотчетное и контролируемое снизу правительство. Аджемоглу и Робинсон спорят со сторонниками теории модернизации, полагающими, что режим (например, власть компартии в Китае) способен самоусовершенствоваться по мере того, как страна богатеет. Наоборот, незрелые демократии легко вырождаются в популистские авторитарные режимы, как это неоднократно происходило в странах Латинской Америки.
Экономические возможности завоевываются на полях политических сражений. До революции 1688 года в Англии элита точно так же стягивала на себя все права, как в современных небогатых авторитарных режимах. Американским колонистам политические права тоже давались кровью. Но получить реальную власть в руки граждан — полдела, ведь впоследствии они могут эту власть отдать лидеру, который пообещает хлеба и зрелищ.
В любой, даже самой развитой экономике есть элементы «капитализма для своих». Важно, однако, насколько затруднен путь к богатству для тех, у кого нет друзей во власти. В странах с инклюзивными институтами народы знают: нельзя всецело полагаться на добрую волю политиков, гораздо надежнее ограничить их стремление к наживе четкими правилами. Индонезийского диктатора Сухарто правила связывают куда меньше, чем, скажем, Ангелу Меркель, а мексиканскому миллиардеру Карлосу Слиму гораздо легче устанавливать выгодные для себя порядки, чем Биллу Гейтсу.
Не решив политических проблем, нельзя вывести общество на уровень благосостояния, характерный для развитых стран. Паллиативы вроде проведения сверхмудрой макроэкономической политики (низкая инфля-
ция, сбалансированный бюджет и т. д.) или, наоборот, массированные госинвестиции в указанные государством стратегические отрасли могут дать краткосрочный эффект. Если инклюзивные институты не созданы, интересы олигархии, политической верхушки или друзей авторитарного лидера рано или поздно заблокируют движение всего общества к благосостоянию. Это понятно не всем: например, несколько десятилетий назад многих теоретиков роста впечатляли успехи СССР. С 1928 по 1960 год экономика Советского Союза прирастала в среднем на 6% в год, и вплоть до 1977 года самый популярный в Великобритании учебник объяснял, что экономика советского типа превосходит по эффективности капиталистическую, потому что обеспечивает более высокий рост, всеобщую занятость и альтруистическую мотивацию работников.
Не ищите в книге строгих математических доказательств — за ними нужно обращаться к научным текстам тех же авторов. Например, к работе Democracy Does Cause Growth http://economics.mit.edu/files/9763, которая убедительно показывает, что политический строй сильно влияет на уровень и темп экономического развития, в долгосрочном плане увеличивая подушевой ВВП на 20%. О механизме этого влияния Аджемоглу и Робинсон говорят и в книге: гарантии прав собственности и доступа к правосудию дают стимулы к развитию новых технологий.
В другой работе Institution, Human Capital, and Development Аджемоглу уверенно показывает безосновательность надежд на более «технологический» вариант развития: дескать, сначала — модернизация экономики и рост ВВП, а затем — политические права. На большом массиве данных он показывает, что именно качество институтов влияет на долгосрочные темпы экономического роста и накопление капитала. Обратная последовательность чревата откатом назад и провалами в развитии.
Аджемоглу инициировал исследовательскую программу, в которой участвует множество ученых из разных стран. Главная проблема, которую предстоит решить: научиться лучше измерять развитие и характер институтов в разных странах и в разные времена. Пока исследователи довольствуются переменными, лишь опосредованно представляющими качество институтов, но Аджемоглу полон решимости доказать привлекательную и интуитивно ясную гипотезу о примате институтов и тем самым решить «проблему развития».