Избегая серых коридоров | Большие Идеи

・ Экономика

Избегая
серых коридоров

Найдется, найдется в УПК какая-нибудь статейка вроде «незаконного предпринимательства», под которую можно многое подвести, и гипотетические еще вчера риски вдруг становятся вашим сегодняшним личным делом.

Автор: Борис Щербаков

Избегая серых коридоров

читайте также

Глава дизайнерского отдела PepsiCo о том, почему в компании процветает дизайн

Джеймс де Врис

Если начальник самодур

Джеффри Пфеффер

Главный минус женщин-руководителей

Ибарра Эрминия,  Отилия Ободару

Как приготовить ужин и не сойти с ума: 13 советов очень занятым родителям

Дейзи Вейдман Доулинг

Всем известно, что любой бизнес сопряжен с рисками. Но если в развитом западном обществе риски корпоративной карьеры в бизнесе связаны в основном с рыночными факторами, с конкуренцией, с успехом или неуспехом стратегий компаний, то в российских пределах у человека появляются риски несколько иного свойства, которые для наших зарубежных коллег малопонятны, а потому труднообъяснимы.

Это риски (я упрощаю, чтобы не выискивать научные термины) «наезда» со стороны многочисленных правоохранительных и административных органов, для которых вы и «ваш» бизнес по российскому кодексу являетесь клиентом, субъектом контроля и предоставления их специфических «услуг». Вы, как правило, лично сталкиваетесь с интересами поставщиков этих «услуг», когда приобретаете право подписи, то есть становясь директором предприятия, организации или ее представительства. Но можно соприкоснуться с российской правоохранительной системой и раньше: если ваше направление деятельности попадет в разработку по налоговому, уголовному или еще какому-либо делу. Это уж как повезет.

Европейское начальство обычно с удивлением относится к рассказам об этих специфических рисках, ибо ничего похожего в боголепной европейской бизнес-среде уже давно не происходит. Если и есть какие конфликты с поставщиками, заказчиками, конкурентами, то у административного работника существует отработанная система адвокатской защиты, риски застрахованы, поведение органов предсказуемо и прилично. В наших условиях все формально организовано так же, все так... и не так. Мне приходилось посещать множество организаций за свою более чем 15-летнюю карьеру административного директора: от налоговой инспекции до отдела по борьбе с экономическими преступлениями, приходилось принимать в офисе компании и пресловутый «рейд на рассвете» («dawn raid»), с вооруженными зачем-то людьми в камуфляже, с выемкой документов и компьютеров, приходилось общаться с разными достойными людьми: следователями, дознавателями и инспекторами. Расследования при этом могут касаться как вашего предприятия, так и любого вашего партнера по бизнесу (что встречается даже чаще), и имя им легион.

Читайте материал по теме: 4 режима полицейских проверок или как могут прессовать ваш бизнес

Серые коридоры с угрожающими названиями отделов на дверях, запись под протокол, все эти малоприятные атрибуты совсем не вяжутся вроде как с вашей благородной профессией и высокой «генеральской» должностью, наступает некий когнитивный диссонанс, вы задаете себе вопросы: «А я-то тут при чем? Что я вообще тут делаю?» Передать ваши эмоции начальнику, базирующемуся в Женеве или Париже, увы, никак не удастся, сопереживать вам он не сможет, и не потому, что он такой бессердечный, просто для него (или нее) эти рассказы — из другого мира, непонятного, сюрреалистического, а потому неосязаемого кожей. Ему или ей понятнее про market share , opportunity analysis, talent development, то есть про долю рынка, анализ возможностей и развитие талантов, а вы про следователей, допросы, протоколы — чушь какая-то, ей-богу...

Как правило, компания обеспечивает при этом адвокатское сопровождение, но, поверьте, этот факт не сильно помогает справиться с естественным в таких случаях волнением, чисто генетическим страхом, который любому российскому экс-советскому человеку присущ в силу известной степени незащищенности любого перед правоохранительной системой. От одной только возможности (!) открытия против вас как физического лица, административного директора, уголовного дела мурашки бегут по коже совершенно непроизвольно, ибо объективность российского правосудия вам, вероятнее всего, известна давно — и сопряженные с этим риски очевидны.

Читайте материал по теме: О судах-приказах и судьях-дьяках

Думаю, для российского карьериста дальнейшие описания этих рисков излишни, а ваши западные коллеги вряд ли вообще поймут, о чем идет речь: мы же абсолютно законопослушны, весь бизнес как на ладони, прозрачен и чист, налоги платим в полном объеме, а если есть претензии, так давайте разрешать в арбитражном порядке и проч. Найдется, найдется в УПК какая-нибудь статейка вроде «незаконного предпринимательства», под которую можно многое подвести, и гипотетические еще вчера риски вдруг становятся вашим сегодняшним личным делом. Я догадываюсь, что для многих этот «карьерный» выверт является неприятным откровением, но, поверьте на слово, розовые очки полезнее снять до того, как вы себе скажете после окончания очередной программы МВА: «Да, я хочу стать генеральным!» Людям нервным я бы вообще советовал сто раз подумать, прежде чем брать на себя такую ответственность. Но, если вы все взвесили и знаете, как бороться с рисками, исходя из своих возможностей и жизненного опыта, представляете (и потому мысленно уже согласились с подобным сценарием), то вперед и с песней! Удачи!

Читайте по теме: