О финансовом кризисе | Большие Идеи

・ Экономика

О
финансовом кризисе

Сегодня мы не зарабатываем столько, сколько тратим. Поэтому финансовый кризис и инфляция могут пойти на пользу нашей экономике. Блог Андрея Бережного, главы компании Ralf Ringer.

Автор: Андрей Бережной

читайте также

Модный бизнес в большом городе: как формируется кластер

Сара Уильямс,  Элизабет Каррид-Халкетт

Тяжелые люди: как руководить самовлюбленными сотрудниками

Манфред Кетс де Врис

Новый подход к стратегическим инновациям

Лок Кристоф,  Стелиос Кавадиас ,  Хайцзянь Сы

Коллективная мудрость сотрудников

Дейвенпорт Томас

Сейчас везде говорят/пишут про финансовый кризис. Компания Ralf Ringer — не исключение. Сотрудники розницы пытаются понять, чем обусловлено падение уровня продаж нынешней недели: изменением погоды или финансовым кризисом?

На мой взгляд, сама по себе высокая волатильность рынка акций на таком молодом рынке как наш, вероятно, вещь неизбежная. И в этом нет ничего страшного или удивительного. Наш рынок — он как маленький ребенок: если болеет, то у него сразу +40 С. Не вижу ничего страшного я лично и в том, что отдельные плохо диверсифицированные банки погорят на рынке акций. Возможно, это заставит вкладывать не только в акции, но и в реальную экономику. Но кризис акций — вершина айсберга, поскольку макроэкономические показатели страны сильно ухудшаются. Мы идем в сторону 1998 года. Страна в 1997-1998 гг. тоже безудержно потребляла импортные товары. И если тогда мы покрывали это потребление государственными обязательствами, то теперь покрываем нефтяными ценами. Мы столько не зарабатываем, сколько тратим. Мы тратим нефть, которая нам не принадлежит. Это путь в никуда.

Еще одна проблема — отраслевые тренды. К примеру, в 1998 обувная отрасль не была хуже или лучше, чем сейчас, но тогда в отрасли появился положительный тренд, потому что в ней появилась маржа, как следствие — пришли инвестиции, за которыми последовал и рост производства. Все это в свою очередь привело к конкуренции, которая скорректировала ценник в положительную для потребителя сторону. Сейчас тренд пошел вниз и маржа из-за внутриэкономических изменений падает. Можете ли вы представить, чтобы в какой-либо стране за два года издержки на зарплату при очень низкой инфляции увеличились бы в два раза? Выход из этой ситуации я вижу в повышении пошлин на импорт товаров. Если мы увеличиваем пошлины на ввоз, то грамотное существенное повышение розничной цены приведет к сокращению потребления импорта. Все отечественное производство — импортозамещающее. В отраслях появится маржа, которая станет «пылесосом» инвестиций. Они смогут пойти и в основной капитал, который обеспечивает рост производства, и в основные средства.

Второй метод — это устранение популизма. Сейчас, в результате усилий, направленных на решение политической задачи «поднять уровень жизни населения» мы получили откровенно завышенную стоимость норма-часа работника в расчете на единицу производимой продукции. То есть, конкретному человеку, производящему добавленную стоимость, мы платим очень высокий процент от добавленной стоимости. Это антиинвестиционная вещь, она препятствует инвестициям. Скорректировать этот показатель, не трогая основную заработную плату, можно исключительно через инфляцию. При нынешнем уровне зарплат цены должны стать выше, соответственно, чрезмерное потребление должно прекратиться.

Мы с вами должны потреблять то, что в существенной степени производим сами. Фонд будущих поколений необходимо формировать не через экспортные пошлины на нефть, а через импортные пошлины на товары. Платить за товары должны те, кто их потребляют.