читайте также
Английское greenwashing можно перевести как «зеленое отмывание». О нем говорят, когда компания позиционирует себя как экологически ответственная («зеленая»), не имея для этого достаточных оснований.
Участники форумов потребительских товаров, таких как косметика или продукты питания, подозревают гринвошинг, если обнаруживают, что заявленный на упаковке состав не подтверждается химическим анализом или если этикетка BIO, ECO, Organic отражает не происхождение продукта, а стремление производителя выделиться на рынке. Впрочем, понятие гринвошинга гораздо шире: это любое лицемерное поведение или заявление, связанное с охраной окружающей среды. Например, на Западе одни называют выступления Греты Тунберг протестом против гринвошинга политиков, а другие считают гринвошингом сам проект «Грета Тунберг».
Исследования показывают, что у фирм, активно проводящих в жизнь «зеленые» инициативы, лучше репутация, выше продажи и показатели лояльности потребителей. Но что, если компания заботится об охране окружающей среды и здоровья больше на словах, чем на деле? Множество данных из разных стран говорят о том, что бизнес то и дело преувеличивает свою экологичность. По данным канадской организации Terra Choice, дезинформация о продуктах к 2010 году стала обычным делом. Впрочем, в большом исследовании 2009 года эта организация установила, что абсолютная ложь в «зеленом» маркетинге встречается довольно редко. Гораздо более распространены другие грехи: «преднамеренная неопределенность» (когда выдаваемую за истину информацию принципиально невозможно проверить) и «поклонение зеленому лейблу» — своего рода штампу об экологической ответственности, который компании выдают себе сами.
Очевидно, что разоблачение гринвошинга может повлечь за собой отрицательные последствия для бизнеса. Исследователи Менно де Джонг, Гэбриел Хулуба и Ардион Белдад из Университета Твенте в Нидерландах решили выяснить, насколько сильной может стать общественная реакция на разные виды гринвошинга. В отличие от предшественников, которые в основном исследовали последствия самых неприглядных случаев (прямой лжи), группа из Университета Твенте включила в рассмотрение и более тонкие манипуляции. В частности, в эксперименте испытуемые столкнулись с двумя видами неправды в сфере экологического маркетинга: ложь о реальной деятельности и ложь о мотивации компании. В первом случае компания говорит одно, а делает другое. Во втором — действия и заявления вроде бы совпадают, но мотивы компании были совсем иными, чем она утверждала. Например, организация всего лишь выполнила требования регулятора, но при этом развернула широковещательную кампанию о том, сколь истово она печется о людях и окружающей среде.
Группа де Джонга занималась темой экологического лицемерия несколько лет и в 2018 году предложила простую теоретическую модель происходящего в данной сфере. Для этого ученые воспользовались известной теорией когнитивного диссонанса: разрыва между тем, во что человек верил изначально, и тем, что стало ему известно из новых источников. Как известно, диссонанс разрешается одним из трех способов: 1) решить, что новая информация ложна; 2) перестать верить первоначальной информации; 3) пытаться как-то примирить непримиримое, считая, что оба утверждения верны, но лишь отчасти. Очевидно, что люди скорее поверят обвинениям компании в гринвошинге, если их выдвинет лицо или организация, которой они доверяют. В других случаях реакция скорее всего будет вялой. Нередко потребители рассуждают примерно так: «Раз компания делает экологические заявления, значит, ей хотя бы небезразлична эта тема. Это уже неплохо».
Чтобы выявить реакцию и ее градации в эксперименте, исследователи произвольно отобрали 59 респондентов из числа добровольцев, согласившихся принять участие в их исследовании. Испытуемым предложили ознакомиться с историей о некоей вымышленной круизной компании G&H. Им отправили ссылку на сконструированную учеными веб-страницу этой компании с описаниями проведенных ею экологических улучшений, таких как природоохранная покраска корпусов круизных лайнеров и улучшение очистки сливных вод. Непосредственно после этого участникам прислали файлы, имитирующие газетную статью, содержащую отзыв на заявления, сделанные на веб-странице компании G&H. Эти псевдовырезки были разными: каждый участник эксперимента получил одну из следующих шести версий (см. таблицу вверху).
В первой рассказывалось о том, что компания действительно улучшила очистку сливных вод, перекрасила корпус безвредной краской и выполнила другие природоохранные действия, что было подтверждено международной экспертизой. Во второй — газета разоблачала компанию в том, что она сообщила полуправду: объем улучшений был сильно преувеличен (тоже со ссылкой на экспертов). В третьей — G&H обвиняли в абсолютной лжи
относительно принятых мер: по мнению экспертов, улучшения попросту не были выполнены. В четвертой — действия были выполнены лишь в той степени, которой требует регулятор, но компания назвала их собственной инициативой. В пятой — требования регулятора были выполнены лишь отчасти, но компания заявила, что сделала все, притом тоже по своей инициативе. В шестой — компания бодро рапортовала о якобы добровольных природоохранных улучшениях, которых вовсе не проводила, при том, что их выполнения требовал закон.
Каждого участника на основании полученной им версии попросили ответить на вопросы, отражающие их мнения о круизной компании G&H: вопросы касались ее репутации, качества услуг и финансовых результатов, причем вопрос о репутации компании задавали дважды: до и после прочтения газетной статьи. Исследователи выдвинули четыре гипотезы:
1. Подлинно «зеленые» организации выигрывают в репутации у тех, кто был уличен в гринвошинге.
2. Организация, которая затеяла природоохранные меры по своей инициативе, имеет репутационное преимущество перед той, кого к этому принудили власти, особенно если последняя заявила, что выполнила улучшения по своему почину.
3. Ложь о мотивации простят скорее, чем ложь о действиях.
4. Организация, заявления которой — полуправда, потеряет в репутации меньше той, что сообщила абсолютную ложь.
Исследование подтвердило три гипотезы из четырех. Вторая гипотеза оказалась верной лишь отчасти: если компания солгала о реальных действиях, то не имеет значения, приписывает ли она себе экологическую сознательность или нет.
Подтвердилось существование эффекта гало. По мнению респондентов, ущерб, нанесенный репутации в сфере экоответственности, бросает тень и на качество продукта (услуги), и на ожидаемые финансовые результаты.
Главный вывод из исследования таков: потребители реагируют сильнее, если узнают, что организация не просто не нарушает экологические стандарты, но и намеренно об этом лжет.
Авторы предлагают продолжить исследования, изменив некоторые условия — например, создав промежуток времени между получением информации о компании с ее собственной веб-страницы и газетным или иным отзывом. Они считают, что реакция изменится в зависимости от длительности промежутка между получением разноречивой информации. Кроме того, интересно было бы изучить, насколько зависит гало-эффект от того, что написано в разоблачительной публикации.
Об исследовании: «Different Shades of Greenwashing:Consumers’ Reactions to Environmental Lies, Half-Lies, and Organizations. Taking Credit for Following Legal Obligations», by Menno D. T. de Jong, Gabriel Huluba, and Ardion D. Beldad, (Journal of Business and Technical Communication, 2019)