Добро пожаловать в корпорацию «Перспективный сотрудник»! | Большие Идеи

・ Этика и репутация

Добро пожаловать в корпорацию
«Перспективный сотрудник»!

"Кольцо в носу"

Добро пожаловать в корпорацию «Перспективный сотрудник»!

читайте также

Четыре способа не мешать себе

Элис Бойес

Кому верить?

Дэвид ДеСтено

Почему все больше компаний избавляются от рейтинга производительности

Бет Джонс,  Дэвид Рок

«Пермь – это будущий российский Зальцбург»

Петр Поспелов/ "Ведомости"

Итак, дышите глубже. Неважно, взяли вы в руки эту книгу в хорошем настроении или же в отчаянии, – сейчас самое время расслабиться. Я расскажу то, о чем вам больше никто не поведает: как люди на самом деле получают работу и в эпоху процветания, и в кризисные времена. Разумеется, мы будем искать не что попало, но исключительно работу, созданную специально для вас, именно ту, о которой вы мечтали. Подобный поиск, быть может, займет чуть больше времени, но результат того стоит.

Начнем с главного: вы должны немедленно прекратить поиск работы. Так вы еще и не начинали? Прекрасно.

Если разобраться, работа у вас уже есть. Будучи соискателем, вы официально назначаетесь генеральным директором своей собственной фирмы – корпорации, которую я предлагаю назвать «Перспективный сотрудник». Считайте, что вы наняли самого себя в качестве консультанта, а заодно единственного сотрудника отдела маркетинга и связей с общественностью в компанию, которая продает один товар – ВАС. Вам предстоит работать на самого себя, управляя кадровым агентством с единственным клиентом – безусловно, самым важным. Чем более успешным, решительным и организованным вы окажетесь в роли генерального директора, тем быстрее устроитесь на завидную должность. И пусть пока вы совершенно не разбираетесь в том, что должны делать, занимая подобные должности – вовсе не требуется быть дипломированным специалистом в каждой из них, – достаточно понять азы. Те умения, которые вы обретете в корпорации «Перспективный сотрудник», пригодятся в любой фирме и на любой должности. Ведь вам придется сформулировать цели и миссию компании, разработать стратегию развития и финансовый план, а затем воплощать стратегию в жизнь. И, конечно, не забывайте рекламировать достижения вашей корпорации и продавать предлагаемый ею товар!

Организованность – качество победителя

Даже если организованность никогда не входила в число ваших достоинств, пришло время обзавестись ею. Ведь поиск работы – уже работа. И если работодатель, у которого вы хотели бы получить должность, спросит о ваших организационных способностях, а трудового опыта у вас маловато, чтобы продемонстрировать их с необходимым блеском, достаточно начать свою речь так: «В первую очередь я хотел бы рассказать, как организовал поиск работы. Сперва я создал систему хранения и учета документов…»

Итак, каким должен быть самый первый шаг? Давайте для начала организуем временный офис. Неважно, будет ли это отдельная комната в доме или квартире, стол в библиотеке, часть стола в спальне или табурет в комнате общежития. Совсем не обязательно иметь офис размером с президентские апартаменты, а вот позаботиться об освещении необходимо. Не стоит сидеть в темноте: так вы рискуете испортить глаза, и к тому же впасть в депрессию. Кроме лампы, необходимо хорошее кресло (можно обойтись плохим, но тогда придется дополнительно обзавестись подушкой для спины).

Также потребуется система хранения и учета документов: заведите бумажные и электронные папки для статей, контактной информации и любых идей, относящихся к каждой компании, в которой вы заинтересованы, и каждой вакансии, на которую претендуете. Получая письма по поводу той или иной вакансии, распечатывайте их и складывайте в соответствующую папку. После каждого телефонного разговора записывайте его результат, помечайте дату и также помещайте в ваш архив.

Заведите небольшой блокнот солидного вида и повсюду носите его с собой. Туда можно записывать полезную информацию, контакты, заметки по результатам встреч, – вы же не хотите забыть важную информацию или потерять нужный телефон, второпях записанный на клочке бумаги? Профессионалу логичнее достать во время беседы блокнот, нежели суетливо рыскать в поисках салфетки или спичечного коробка для записей. Сильно потрепанный или покрытый наклейками блокнот также не вызовет к вам уважения. Держите в готовности и прочие офисные принадлежности: ручки, карандаши, картриджи (в случае, если у вас есть принтер), распечатки резюме, конверты и вместительный альбом для визитных карточек. У вас дома нет факса и принтера? Выясните, где находится ближайшее почтовое отделение или копировальный центр, в котором вы сможете оперативно получить доступ к соответствующей технике.

Выделите в своем гардеробе пространство, где будет висеть одежда для собеседования. В шестой главе «На собеседование — с радостью!» мы подробнее обсудим вопросы гардероба, однако общую оценку пора произвести уже сейчас. Вам понадобится два-три костюма с соответствующими аксессуарами. Вполне возможно, что-то придется докупить: предметы одежды, шнурки, чулки, утюг или новые плечики, которые не будут оставлять характерных потертостей на вещах. (Ведь вы не хотите утром, перед встречей с работодателем, обнаружить себя в состоянии полного гардеробного кризиса, правда?)

На все это потребуется время и… деньги, но инвестиции непременно окупятся.

Правило трех

Правило работает так. Для начала поставьте перед собой простую цель: к примеру, каждый рабочий день делать три телефонных звонка, связанных с поиском работы. Один утром, еще один – в обед и последний – ближе к вечеру. Таким образом, за неделю вы сделаете пятнадцать звонков, а за месяц – целых шестьдесят. Если вы к тому же будете ежедневно отправлять по три электронных письма и три факса, то к концу месяца у вас в активе будет уже целых двести контактов с нужными людьми.

При этом в поиске работы важно не переусердствовать. Если сейчас вы не при деле, управление корпорацией «Перспективный сотрудник», безусловно, станет вашим основным занятием. Но если вы будете думать лишь о своих поисках, дело наверняка закончится нервным срывом. Здесь, как и везде, важен баланс.

Вон из дома!

Зачастую соискатели, не имеющие работы, закрываются в четырех стенах, много едят, бесконечно смотрят телевизор – словом, впадают в депрессию. «Мне нечем заняться, мне совсем некуда идти» – их самая распространенная жалоба. Вообще-то для большинства такой распорядок дня – сказочная роскошь. Только подумать! Целый день без длинного перечня дел, без встреч, обязательств, проблем, которые требуется решить прямо сейчас? Вот бы нам так! Например, я в периоды особенной загруженности работой только и мечтаю о том, чтобы немного поскучать. Что поделаешь, чужой кусок всегда кажется слаще: безработные мечтают чем-нибудь себя занять, тогда как перегруженные работой, напротив, грезят о безделье. Да, ничего не делать, не имея работы и не зарабатывая на жизнь, – это отнюдь не то же самое, что расслабляться в отпуске, бросаясь купюрами направо и налево. И, тем не менее, существует множество способов с пользой и удовольствием использовать свободное время.

Составляйте планы на день. Заводите будильник все время на один и тот же час. Принимайте душ и сразу одевайтесь, не слоняясь по квартире в халате. Назначайте свидания самому себе, планируя периоды вынужденного бездействия и время для развлечений с той же тщательностью, что и деловые встречи. Побудьте туристом в собственном городе. Поработайте где-нибудь на добровольных началах. Займитесь своим старым хобби или найдите новое (в конце концов, никогда не знаешь, где найдешь полезное знакомство). Зайдите на почту, купите газету, посидите в библиотеке. Отправляйтесь в спортзал. Выгуливайте собаку – нет своей, возьмите соседскую. Запишитесь на курсы. Занимайтесь чем угодно – главное, чтобы ваш день был заполнен делами. Создавайте свои ритуалы, ежедневно выходите из дома, поддерживайте контакты со знакомыми: необходимо встречаться с людьми, не выпадать из жизни даже в этот сложный период неопределенности. Затраченные усилия не только помогут пережить трудные времена, но, возможно, окажутся полезными при поисках работы. Представьте себе, что интервьюер спрашивает вас: «Ну и чем же вы занимались после того, как получили диплом?» Наверное, вы будете рады ответить: «У меня была временная работа в интересующей меня отрасли, еще я успел поработать стажером, закончил курсы, а кроме того, каждый день ходил в бассейн, успел побывать на множестве фестивалей и прочих культурных мероприятий, которые проходят у нас в городе»? Этот ответ, безусловно, звучит лучше, чем скучное: «Ничем». Вряд ли кто-нибудь захочет взять в штат депрессивного неудачника, который сам себе противен; а если вы будете целыми днями слоняться по дому в пижаме, вряд ли сумеете обаять интервьюера своей энергией и позитивным отношением к жизни.

«Но я не знаю, чем хочу заниматься…»

Иногда люди признаются мне, что не знают, чем хотели бы заняться. Я им не верю. Как правило, после обстоятельной беседы мы можем очертить круг их интересов, а иногда даже найти подходящую сферу деятельности.

Если вы пока не представляете, как превратить в профессию ваше увлечение пчеловодством или с чего начать карьеру рок-певца (удачное прохождение компьютерной игры Guitar Hero вряд ли можно считать ее стартом), – попробуйте исследовать этот вопрос поподробнее, активнее используйте воображение. Поговорите с людьми и, возможно, скоро обнаружите, что в мире существуют специальности, о которых вы раньше даже не подозревали! (Слышали, к примеру, о том, что многие компании специально нанимают тестеров компьютерных игр?)

Вспомните старый афоризм: «Если вы точно знаете цель своего путешествия, любая дорога приведет вас к ней». Для начала предлагаю вновь задействовать Правило трех, выбрав три интересных для вас направления. Они могут быть связаны с вашими увлечениями (спорт, животные, кулинария), с конкретными профессиями (спортивный комментатор, ветеринар, шеф-повар) или компаниями (РТР, городской зоопарк, ресторан при известной гостинице), с людьми, которые могут помочь в трудоустройстве (мать, отец, однокурсник), или просто с вашими фантазиями.

Предположим, вы хотите связать свою жизнь со спортом, однако не имеете ни малейшего представления о том, как найти себе место в спортивном мире. Найдите трех человек, которые могли бы дать вам ценный совет: знакомого тренера, приятеля-спортсмена и журналиста, ведущего спортивный раздел в местной газете (пусть даже вы лично с ним не знакомы). Договоритесь с каждым из них о встрече или телефонном разговоре, обсудите с каждым все, что касается его работы, карьеры и избранной сферы деятельности в целом. Кроме того, попросите каждого из своих собеседников порекомендовать еще одного человека, с которым можно было бы пообщаться на интересующую вас тему (с рекомендованными людьми потом проведите такие же встречи).

Это общение обогатит вас массой данных о карьерных возможностях в избранной сфере. Для поиска дополнительной информации отправляйтесь в Интернет или в библиотеку. Главная цель бесед – выбрать для себя сферу приложения усилий, будь то выбор конкретной специальности (скажем, спортивный маркетинг) или компании, где хотелось бы работать (например, Nike). Далее используйте наработанные знакомства для поиска связей в выбранной области или компании.

И всякий раз, обнаружив, что зашли в тупик – не имеете ни малейшего представления, что делать дальше, или не в силах отыскать нужный контакт, – переходите к следующему из трех выбранных направлений. Так и продолжайте ваши интервью, двигаясь от одной темы к другой.

Конечно, эта стратегия заставит вас попотеть, но зато она гарантирует результат. И, даже если в конце концов вы поймете, что по-настоящему не заинтересованы ни в одном из трех выбранных направлений, это тоже значимый вывод. Ведь теперь вы знаете, как действовать, а значит, можете выбрать новые три направления и идти дальше.

Что о вас знает Google?

Неужели думаете, что вам первому пришло в голову пользоваться Интернетом для поиска интересующей информации? Вы жестоко ошибаетесь. Более того: пока вы собираете в сети данные о потенциальных работодателях, наиболее дотошные из них ищут там факты о вас. В некоторых компаниях есть даже специальная должность для сотрудника, который собирает по всему Интернету информацию о соискателях. Ну что, теперь вам по-прежнему кажутся забавными те фотографии с вечеринки в общежитии, которые вы недавно разместили на «Одноклассниках»?

Задайте свою фамилию и имя в основных поисковых системах – прежде всего Google и Yandex – и убедитесь, что поисковики не выдают никакого компромата. Если негативная информация все-таки просочилась в сеть, приложите все усилия, чтобы от нее избавиться. Есть ли у вас блог? Если да, учтите: даже анонимный блог ваш потенциальный работодатель может вычислить, к примеру, введя ваш электронный адрес в поисковую систему. Лучше всего защитить свои записи в блоге паролем или ограничить доступ к ним, – за исключением, разумеется, записей, касающихся вашей профессии, которые вы были бы не против показать будущему работодателю. Если у вас есть профили в социальных сетях, уберите со своих страниц все компрометирующие фотографии, а доступ к любым личным данным и записям «для своих» ограничьте, снабдив самой высокой степенью защиты. Помните: не каждый работодатель рискнет задавать вам вопросы личного характера (хотя бы потому, что не надеется услышать откровенные ответы), однако никто не помешает ему на совершенно законных основаниях собирать личную информацию, особенно компрометирующую, в сети. Скажете, так нечестно? Что ж, зато это правда.

Обнаружив нежелательные материалы о себе (неважно, насколько они правдивы) на чужих сайтах – к примеру, в блогах знакомых, – приложите все усилия, чтобы убедить владельца убрать их. Увы, часто блогерам наплевать на то, что материалы их сетевого дневника могут кого-то скомпрометировать, однако и среди них встречаются те, кто с пониманием отнесется к вашей просьбе. Если же избавиться от порочащих данных невозможно, подумайте, как вы будете объяснять их появление потенциальному работодателю, если он вдруг упомянет о них во время собеседования.

В случае, если ваши имя и фамилия очень распространены и вы боитесь быть принятым за кого-то другого, не беспокойтесь, – все не так страшно, как кажется. Одна моя знакомая в поисках работы решила проверить, какую информацию о ней можно найти через Google, и обнаружила первую же ссылку на весьма откровенный блог девушки с точно такими же именем и фамилией. Если бы этот блог увидел потенциальный работодатель, он, разумеется, сразу отказал бы соискательнице, не удосужившись даже выслушать ее объяснения. Я посоветовала той знакомой создать собственный блог, используя в его названии более официальную форму своего имени, а также название специальности, указанной в ее свежеполученном дипломе. Таким образом, потенциальный работодатель получал информацию сразу о двух девушках с одинаковыми именами, и по указанной в резюме специальности мог догадаться, кто из них – его соискательница. Этот метод, конечно, не безупречен, но все же способен помочь.

До сих пор мы говорили о проблемах, создаваемых Интернетом и социальными сетями. Однако не стоит недооценивать возможностей, которые они нам предоставляют. Разместите в своем блоге объявление о поиске работы, активнее участвуйте в профессиональных форумах и интернет-сообществах, – так вы привлечете к себе внимание, заведете знакомства в профессиональной среде и, быть может, сумеете конвертировать виртуальные связи в реальное рабочее место.

Оцените свой опыт

Нет, вам не наврали: выпускник вуза или молодой, неопытный сотрудник, который не может похвастаться впечатляющей трудовой биографией, – рискованный выбор для любого работодателя. Но, с другой стороны, особенно в условиях экономического спада, преимущества при найме новичка зачастую куда значительнее рисков.

Слушая новости о массовых увольнениях, вспомните: большинство освободившихся вакансий – руководящие позиции с высоким окладом. В трудные времена, когда приходится экономить буквально на всем, умный наниматель обеими руками ухватится за возможность заполучить амбициозного, увлеченного, да к тому же и безотказного молодого сотрудника, готового удовольствоваться невысокой зарплатой.

Даже если температура на рынке труда близится к абсолютному нулю, у вас есть шанс. Будьте активнее, соглашайтесь на временную и внештатную работу, неполный рабочий день: такие вакансии не пропадают даже в пору экономического упадка. Подумайте о том, что еще вы можете сделать, дабы переждать тяжелые времена: снимать квартиру на паях с друзьями? переехать к родителям? перебраться в другой город, где возможности для трудоустройства более благоприятны?

И не забывайте: помимо молодости, энергичности, способности приспособиться к любым условиям, у вас есть еще одно неоспоримое преимущество: работодателю гораздо дешевле нанять перспективного выпускника, чем опытного специалиста.

Не ищите нужную работу – ищите нужного человека

Искать людей проще, чем вакансии.

Подумайте: ну что такое «работа»? Вы когда-нибудь встречались с ней лично? Болтали с ней о том о сем? Звонили ей по телефону? Переписывались по электронной почте? Зато вы прекрасно знаете, где искать людей. Они – повсюду. Вы неизбежно сталкиваетесь с ними в университете, дома, в общежитии, в спортзале. Они снуют в супермаркетах и барах, стоят в очередях, сидят рядом в автобусе, поезде и самолете. Люди окружают вас постоянно (если только вы не живете в крайне малонаселенном районе – в этом случае привыкайте к общению по телефону и Интернету).

Правила корпорации «Перспективный сотрудник»

Чтобы найти работу, придется выполнить целый ряд задач. Некоторые из них упомянуты в этой главе, о других рассказывается в остальных частях книги.

1. Не медлите с организацией офиса для вашей корпорации «Перспективный сотрудник». Если не организуете работу, как следует, вам придется себя уволить. А на удобном рабочем месте работа всегда продуктивней.

2. Определите график работ. Создавайте планы на день, на неделю, на месяц.

3. Чтобы правильно организовать поиск и определить ключевых людей, с которыми вам необходимо встретиться, используйте Правило трех. (О нем мы подробнее поговорим через пару страниц.)

4. Отточите до блеска резюме и сопроводительное письмо, соберите рекомендации (см. гл. 3, 4, 5).

5. Активизируйте свои контакты (см. гл. 2).

Заведите рабочий адрес и автоответчик

Возможно, вам очень нравится ваш старый хулиганский мейл banditka84@gmail.com, однако для поисков работы лучше заведите солидный адрес, пригодный для профессионала. Бандитку-84 решится нанять далеко не каждый работодатель. В адресе должны фигурировать имя и фамилия, но ни в коем случае не шутливые прозвища «только для своих». В целях переписки по поводу работы лучше использовать один из бесплатных почтовых сервисов: так вы обеспечите себе постоянный доступ к почте и не пропустите нужное письмо.

Общаясь с потенциальным работодателем, непременно указывайте номер мобильного, а не домашнего телефона: вряд ли ему захочется передавать сообщения для вас через вашу маму. Включите на мобильном телефоне автоответчик, приветствие которого звучит кратко и формально: «Здравствуйте, это Василий Теткин. Пожалуйста, оставьте свой номер, я перезвоню вам в ближайшее время». И, умоляю, не записывайте на автоответчик хихиканье, вашу любимую песню местной панк-группы или кажущиеся вам забавными фразы типа: «Привет! Ну, и нафиг ты мне звонишь?»