Инновационные коворкинги Италии эпохи Ренессанса | Большие Идеи

・ Управление инновациями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Инновационные коворкинги Италии
эпохи Ренессанса

Какие уроки эпохи Возрождения могут извлечь те, кто сегодня желает построить рабочее пространство, ориентированное на создание инновации?

Автор: Пьеро Формика

Инновационные коворкинги Италии эпохи Ренессанса

читайте также

Обмен рисками

Мертон Роберт

Управлять изменениями. Рецепты от GE

Стивен Прокеш

Почему удаленные сотрудники более (да, более!) преданы общему делу

Скотт Эдингер

«В семье растет Емеля, который ничего не хочет»

Юлия Фуколова

Коворкинги продолжают завоевывать популярность, начиная от лондонского «Campus» Google и заканчивая NextSpace в Калифорнии. Эти офисные пространства для совместной работы принято считать новой концепцией организации офисного пространства, которой чуть более десятка лет. Мне же они напомнили об одной очень старой идее — флорентийских мастерских периода Возрождения, где опытные мастера передавали знания своим ученикам, где вызревали таланты и зарождались новые подходы. Именно в этой среде, в атмосфере сотрудничества и соперничества представителей разных поколений, появлялись действительно новые формы.

В эпоху Ренессанса знания стали основой созидательной деятельности, а художественные и ремесленные мастерские Флоренции были, пожалуй, ее самым важным очагом. Здесь под одной крышей встречались и вместе трудились как живописцы и скульпторы, так и архитекторы, математики, инженеры, анатомы и другие ученые, а состоятельные купцы выступали их меценатами. Все эти люди участвовали в создании сплоченных сообществ, в которых вырабатывались не только эстетические и художественные, но также социальные и экономические ценности. В результате на свет появился особый тип предпринимательской культуры с новыми революционными принципами работы, методами разработки и производства продуктов и услуг, а в конечном счете и своим уникальным мировоззрением.

Флорентийские мастерские представляли собой сообщества, объединенные вокруг инноваций и творчества, где мечты и увлечения воплощались в реальные проекты. Ученики и простые работники, ремесленники и инженеры, подающие надежду подмастерья и приглашенные художники оказывали воздействие друг на друга, оставаясь при этом независимыми. В центре таких мастерских находилась фигура Мастера — маститого художника, который подчас в свободной форме направлял разнообразные усилия своих подопечных. И хотя Мастер, безусловно, открывал новые таланты, помогал налаживать связи и учил молодых художников, тем не менее род своих занятий они выбирали сами.

Например, Андреа дель Верроккьо (1435—1488) был знаменитым скульптором, живописцем и ювелиром, однако его ученики не были ограничены профессиональными предпочтениями своего наставника. Молодые художники были вольны заниматься инженерным делом, архитектурой, различными ремеслами или науками. Мастерская Верроккьо породила художников нового поколения — гениальных эклектиков, таких как Леонардо да Винчи (1452—1519), Сандро Боттичелли (1445—1510), Пьетро Перуджино (ок. 1450—1523) и Доменико Гирландайо (1449—1494).

Читайте материал по теме: Флоренция эпохи Возрождения — модель инноваций на все времена

Какие уроки эпохи Возрождения могут извлечь те, кто сегодня желает построить рабочее пространство, ориентированное на создание инновации и сотрудничество, будь то офис в традиционной организации, коворкинг, бизнес-инкубатор или фаблаб (от англ. fabrication laboratory)? Чтобы ответить на этот вопрос, нам следует поближе рассмотреть три качества, которые лежали в основе флорентийских мастерских: стремление воплотить идеи в жизнь, содействие общению и сближение науки и искусства.

Воплощение идей в жизнь. Мастерские эпохи Возрождения были не просто благодатным источником новых идей, прежде всего они способствовали их претворению в жизнь. Следуя примеру прошлого, современные рабочие пространства также необходимо оснастить всем необходимым — чтобы люди могли превращать свои мысли, концепции и планы в готовые проекты и продукты. Придумать нечто новое — задача сама по себе непростая, однако еще сложнее придумать, как это новое применить и превратить в прибыль.

Содействие диалогу. Неаполитанский экономист XVIII века Фердинандо Галиани утверждал, что рынок — это разговор. Важнейшую роль в инновациях играет качество связей, то есть соединение умов людей и организаций, обладающих различными умениями и возможностями.

В художественных мастерских Флоренции специалисты постоянно общались друг с другом, стремясь достигнуть взаимопонимания. В сосуществовании и столкновении разнообразных талантов рождалась живая творческая атмосфера, в которой диалог позволял конфликтам развиваться в конструктивном направлении. Полемика и противопоставление различных точек зрения помогали снять когнитивные барьеры, снизить количество ошибок и заставляли художников ставить под сомнение те вещи, которые считались непреложной истиной их предшественниками.

Читайте материал по теме: Все, что мы знаем о торговых платформах, пришло к нам из средневековой Франции

Мы и сейчас нередко осознаем необходимость в подобных просветительских дискуссиях и спорах, но в наших организациях для них почему-то не находится места. То ли причина в том, что мы слишком боимся конфликта, то ли в том, что мы слишком заняты, чтобы пытаться понять друг друга. Тем не менее мастерские Ренессанса убедительно свидетельствуют о важности столкновения противоположных идей и противоречащих друг другу мнений.

Сближение науки и искусства. Несмотря на то что мастерские эпохи Возрождения прославились в первую очередь своими художественными достижениями, на самом деле в них процветали подчас диаметрально противоположные направления деятельности и мысли. В результате в них культивировался целостный подход к творчеству, в отличие от современных компаний, где люди разных специальностей, как правило, разделены на профессиональные группы, которые огорожены друг от друга различными барьерами.

Например, во времена Ренессанса природа рассматривалась одновременно с точки зрения науки и искусства, как на знаменитом рисунке «Витрувианский человек» да Винчи. Самые интересные из современных бизнес-проектов также часто возникают на стыке технологий и эстетики. Сближение этих дисциплин содействует взаимному познанию и подталкивает к экспериментам, что в свою очередь создает новые возможности для бизнеса.

Если вы пытаетесь организовать коворкинг или же просто хотите создать благоприятные условия для творчества и сотрудничества в своей компании, подумайте над тем, как вам могут помочь некоторые уроки мастерских эпохи Возрождения.